Карина Полицеймако
Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России».
Автор: Полицеймако Карина Андреевна.
Цель: анализ сущности понятия «русское хоровое искусство» в различные периоды столетия.
Публикация «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хоровое искусство как одно из важнейших составляющих музыкальной культуры является действенным фактором развития созидательных и творческих возможностей человека, выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-культурному наследию страны, формируют патриотизм, духовно-нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом, гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социально--политическом и культурном процветании.
В отечественной истории хоровое искусство сыграло важную роль. В профессиональной славянской музыкальной культуре оно было главным с момента принятия христианства на Руси вплоть до XVIII века. Позже с образованием единого централизованного государства, в процессе собирания удельных княжеств, Москва стала столицей, куда стекались и где обобщались разнообразные местные традиции русских городов. В эпоху царствования Ивана Грозного в Москве хоровое пение и музыкальное образование приобрело черты государственной политики. Созванный царем Иваном IV в1551 году Стоглавый собор обязал духовенство во всех городах Московского государства создавать детские школы для обучения основам певческого дела и грамоте, а также вводил во всех его пределах многоголосное пение, которое в то время культивировалось лишь в Пскове и Новгороде.
В царствование Ивана IV были созданы первые профессиональные хоровые коллективы России - хор государевых певчих дьяков, в 1713 году преобразованный в Придворную певческую капеллу, с успехом существующую и по сей день, и хор патриарших певчих дьяков, преобразованный в 1721 году в Синодальный хор и просуществовавший до середины 20-х годов XX столетия. В XIX веке одной из главных национальных задач становится подготовка музыкантов, исполнителей, способных воплощать идеи музыкального просвещения. Середина века ознаменовалась бурным развитием и созданием частных хоров, таких как хоровая капелла князя Ю. Голицина, Д. Агренева-Славянского. Продолжала творческую деятельность созданная в XVII веке капелла графа Шереметьева, капелла А. Архангельского и многие другие.
К окончанию XX века любительское хоровое движение стало заметным в общекультурном пространстве страны. Хоры создавались в селах, где наряду с церковными песнопениям исполнялись народные песни и светская музыка. В это же время активно развиваются рабочие хоры, немало преуспевшие в своем развитии и оставившие след в истории хорового искусства России. Все эти вопросы подвели к созданию в 1878 году Русского хорового общества в Москве, Петербурге, других городах. Общества упорядочили работу любительских коллективов, обеспечили и разнообразили репертуар, сумели организовать работу со многими социальными слоями населения и, самое важное, пропагандировать русскую хоровую музыку среди огромного числа поющих и слушателей.
В первые десятилетия советского периода высокими темпами развивалась и массовая художественная самодеятельность. В 1927 году в Ленинграде была проведена Первая олимпиада коллективов художественной самодеятельности, которая завершилась исполнением революционных песен большим сводным хором, а в 1932 году в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, в которой приняли участие восемьдесят лучших коллективов страны. Самым востребованным музыкальным жанром того времени, способным сплотить и разбудить чувство патриотизма в людях, становится хоровая, массовая песня.
В 1928 году был организован академический хор в системе радиовещания под руководством А. В. Свешникова (Большой хор Всесоюзного радио и телевидения) и Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова, которые через сценические площадки, радиоконцерты пропагандировали музыку композиторов-современников, несущую и утверждающую идею национального единения.
В годы Великой Отечественной войны необходимость эстетического воспитания проявилась с особой значимостью. Через литературу, живопись, театр и особенно песню проявлялась любовь к своей стране и готовность ее защищать. Большое значение имело развитие фронтовой самодеятельности.
В послевоенные годы самодеятельное хоровое искусство переживает небывалый подъем, только в России к концу пятидесятых годов насчитывалось более 60 000 хоров. Это же время ознаменовалось бурным развитием детских хоровых студий.
Девяностые годы прошлого столетия не лучшим образом отразились на развитии музыкального искусства в целом и хорового, в частности. Россия стала терять лидирующее положение в области музыкального воспитания и культуры.
Исторический опыт показывает, что народное хоровое исполнительское искусство является одним из наиболее действенных и востребованных творческих направлений музыкальной культуры современной России. Хоровое искусство воплотило в себе высокие нравственные принципы и идеалы, основанные на любви, уважении, толерантности, а интонационное единство народной, светской и церковной музыки внесло черты демократизма и доступности. Оно обладает не только большими выразительными средствами, способными доставлять эстетическое удовольствие от прослушивания, но еще и привлекает большие слои населения к творчеству, сплачивая их и превращая в спаянные, дисциплинированные коллективы - в этом заложены неисчерпаемые воспитательные и организаторские возможности хора.
Помимо богатейшей музыкально-эстетической составляющей народное хоровое искусство обладает неоспоримым социально-нравственным, культуросообразующим содержанием, необходимым для формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих ориентиров молодого поколения.
Список литературы
1. Васильев В. А. Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Наука, новые технологии и инновации. – 2016. – № 12. – С. 239-242.
2. Головин А. В., Быканов С. А. Хоровое движение - единение нации // Управление городом: теория и практика. – 2014. – № 4 (15). – С. 42-48.
3. Жирова О. Я. Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема // Наука Искусство Культура. – 2014. – № 3.– С. 152-160.
4. Кузнецов В. В. Современные культурные трансформации в народно-хоровом исполнительстве // Человек. Культура. Образование. – 2013. – № 3 (9). – С. 161-166.