Давлетшина Фируза
Эстетическое воспитание и развитие школьников средствами искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности. Эстетическое воспитание организовывает обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную активность, развивает способности. Осуществляется оно в различных видах творческой деятельности: литературной, изобразительной, музыкальной и др. В процессе воспитания происходит эстетическое развитие ребенка. Эстетическое воспитание современного ребенка сегодня происходит в условиях динамичного развития экономики, демократизации жизни общества, его информатизации. Современные ученики, с которыми мы общаемся каждый день, это те мальчики и девочки, для которых главным другом становится компьютер, а информацию они все больше черпают не из книг в библиотеке, а из Интернета. Поэтому нам, современным учителям, совсем не просто заинтересовать учеников искусством, организовать "чудо", превратить процесс воспитания и обучения в увлекательное занятие.
Публикация «Эстетическое воспитание и развитие школьников средствами искусства» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Детям просто необходимы экскурсии и прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего мира.
К основным целям воспитания можно отнести : готовность развития личности к освоению, восприятию, оценке эстетических моментов в искусстве; совершенствование эстетических взглядов, гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области искусства. Исходя из целей можно выделить задачи воспитания школьника : развитие эстетических эмоций, чувств, суждений, идеалов, отношений и интересов; формирование эстетического сознания; формирование творческо-эстетической деятельности через приобщение к различным видам искусства; развитие творческо-эстетических способностей. Задачи творческо-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка, что позволяет нам поговорить об эстетике детской жизни.
Художественная литература – самый эффективный, доступный вид искусства для формирования эстетической культуры ребенка школьника. Художественная литература развивает восприимчивость, эмоциональность, воздействует на чувства и разум ребенка. Красота слова является важнейшим шагом в мир искусства. Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой, стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, внутренним духовным богатством, и в то же время средством выражения этого богатства. Возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки, и язык является главным средством общения людей. Только слово обретает удвоенную художественную силу и является средством выразительности в литературном произведении. Словесный образ воспринимается, в первую очередь, умом. Поэтому именно литература является важнейшим средством развития интеллекта учащихся. Выбирая литературное произведение для ребенка, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие произведения зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В свое время В. Г. Белинский предъявил два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он достаточно резко выступал против назойливого морализирования. «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою». Одним из важных средств воспитания литературного вкуса является развитие культуры чтения. На уроках литературы школьники учатся воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки главных героев, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц. Если ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления, значит, он овладел культурой чтения.
Музыка –яркое средство развития творческой индивидуальности личности. Она тесно связана с лирической поэзией и является следующим этапом в эстетическом воспитании ребенка. Гармоничное сочетание эстетического отношения, нравственной чистоты к жизни и искусству в целом – основные условия формирования личности. В эстетическом воспитании детей музыка играет очень важную роль. Музыка в себе объединяет эстетическую, эмоциональную сферы человека. Музыка – это язык чувств. С помощью мелодии можно передать оттенки переживаний, которые недоступны слову. Музыка отражает действительность в мелодиях, тембрах, интонациях, оркестровке. Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Важен сам процесс творчества: особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, вокальные навыки, художественный вкус. Важное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений, ознакомление с основами музыкальной грамоты. Школьники знакомятся с жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о творчестве композиторов. Образы искусства, вызывают отклик в душе ребенка, формируют его представление о добре, духовных ценностях и красоте.
Преподавание изобразительного искусства является одним из методов приобщения детей к искусству. Изобразительная деятельность имеет большое значение развития ребенка. Изобразительная деятельность позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как фактура материала, форма, композиция. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку познавать жизнь, развивают творческую фантазию. В живописной картине запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. А ребенок с помощью своего воображения «оживляет» картину, видит за ней образы, события, характеры. Рассматривание картин является таким же сложным методом эстетического воспитания, как и музыка или литература; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств.
Рассматривание картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты. Благодаря восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка, поэтому с каждым новым периодом эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи. Важно обеспечить ознакомление детей с выдающимися произведениями зарубежного, русского изобразительного искусства и архитектуры. Нужно научить детей понимать неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. В процессе изучения изобразительной деятельности у детей воспитывается потребность доводить начатое дело до конца. В коллективной работе у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, развиваются стремления помочь друг другу. Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение.
Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. Творческая среда школы – это не только уроки рисования, музыки и различные студии. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательную среду, направленную на развитие творческого потенциала учащихся. Эстетическое воспитание формирует у ребенка отношение к труду, способствует развитию навыка самореализации в творчестве. Детство – период становления человека, когда он находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом возрасте могут быть созданы все условия для развития его нравственно-эстетических потребностей.