Сукайло Елена
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №16
«МАЛЫШОК»
Сукайло Елена Вениаминовна
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре
Серпухов 2019
Содержание
1. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре…3
2. Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки детьми дошкольного возраста…. 7
3. Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах…. 12
Список литературы
Публикация «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре» размещена в разделах
1. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре
Значение музыкальной культуры, как необходимого условия познания окружающего мира, средства воспитания и развития эмоциональной отзывчивости ребёнка, определило одну из важнейших задач современной педагогики – приобщение дошкольников к музыкальной культуре.
Доступность восприятия музыки человеком позволяет начать музыкальное воспитание ребёнка с раннего детства.
Психологи, педагоги и музыковеды подчёркивают, что приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности : слушания (восприятия) музыки, пения, музыкально – ритмических движений, элементарного музицирования при систематической его организации.
Основной формой приобщения детей к музыкальной культуре является восприятие (слушание) музыки.
Восприятие музыки - это процесс осознания содержания музыкального образа и переживание его выразительного образа - его характера и настроения.
Несмотря на то, что проблема развития у детей процесса восприятия музыки изучается многими специалистами (психологии, педагогики и музыкознания) не первый год, она по-прежнему остаётся актуальной и продолжает демонстрировать возможности оптимизации данного процесса. Это и есть то противоречие, которое мы попытаемся, отчасти, преодолеть. Иначе говоря, мы попытаемся определить условия (средства и способы) оптимизации восприятия музыкальных произведений детьми 5-6 лет.
Учёные, изучавшие психологию влияния музыки на человека, отводят центральное место эмоциональной отзывчивости в структуре содержания музыкальности. Они полагают, что процесс слушания музыки, в котором ребёнок глубоко «погружается» в содержание музыкальных произведений выступает существенным фактором для музыкального развития ребёнка.
Процесс восприятия музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью, активизацией мыслительной деятельности, выраженной двигательной активностью слушателя.
Анализ теоретической и методической литературы позволил нам определить цель, объект предмет данного исследования и сделать предположение о том, что возможно оптимизировать процесс слушания музыки у детей пяти – шести лет.
Объект исследования – процесс оптимизации слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования и развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости и умений выражать свои чувства различными средствами для оптимизации процесса слушания музыки.
Цель исследования – определение условий, оптимизирующих формирование и развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости в процессе слушания (восприятия) музыкальных произведений.
Цель, объект и предмет исследования позволили нам сформулировать гипотезу.
Гипотеза. Мы предположили, чтоформирование и развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на музыку и умениявыражать свои чувства различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т. д.) оптимизирует процесс восприятия музыкальных произведений.
Формирование и развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на музыку (способность целостно воспринимать музыкальное произведение) и умения выражать свои чувства словом, мимикой, пластикой, цветом и др. будет успешным, если:
-включить в репертуар для слушания детей произведения французских клавесинистов эпохи рококо (Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо) и органную музыку Баха;
-увеличить время слушания музыкальных произведений в ДОУ и семье;
- подключить воспитателей и родителей воспитанников в процесс органичного погружения детей в мир звуков (в «музыку»).
- стратегия оптимизации процесса восприятия детьми музыки
включает следующие компоненты: а) многократное органичное погружение ребёнка в процесс слушания музыкальных произведений с целью насыщения и обогащения его музыкальными впечатлениями; б) формирование у ребенка навыков выражения эмоциональной отзывчивости, соответствующих музыкально – художественному образу; в) обогащение словарного запаса детей эпитетами, сравнениями и определениями для характеристики музыкального образа.
В соответствии с целью данного исследования и подтверждения гипотезы, мы сформулировали следующие задачи исследования.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную (музыковедческую) литературу по теме исследования для раскрытия сущности и содержания понятий, содержащихся в теме исследования.
2. Определить содержание формы и методы формирования и развития восприятия музыкальных произведений у детей пяти – шести лет.
3. Подобрать музыкальный репертуар разнообразный по стилям и жанрам, учитывая режимные моменты и педагогический процесс в ДОУ;
4. Обосновать, разработать и экспериментально проверить методику (стратегию и тактику) оптимизации формирования и развития восприятия детьми музыкальных произведений.
5. Написать пробные конспекты музыкальных занятий для детей 5-6 лет.
6. Апробировать систему, оптимизирующую формирование и развитие восприятия у детей музыкальных произведений.
7. Подобрать диагностику. Провести диагностические обследования детей контрольной и экспериментальной групп ( дважды: до и после проведения всего цикла формирующих занятий). Выявить уровень развития восприятия музыки у детей двух групп старшего дошкольного возраста.
8. Провести формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы
9. Определить эффективность предлагаемой тактики развития восприятия и эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальные произведения.
Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что изучены и обобщены теоретические подходы к развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе слушания (восприятия) музыки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была апробирована и доказана эффективность системного подхода к организации процесса слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста, разработанная О. П. Радыновой.
2. Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкальная культура – это сложная система, включающая в себя все виды деятельности по созданиюмузыкальных ценностей, авторов и исполнителей,а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту систему[37].
Музыкальная культура занимает большое место в общем культурномразвитии человека, начиная с дошкольного возраста.
Приобщение дошкольников к высокохудожественным образцам мирового музыкального искусства позволяет формировать у детей опытпредставлений об эталонах красоты, чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают «язык» интонаций народной и классической музыки, произведений разных эпох и стилей, что является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.
Ребёнок очень рано приобщается к музыкальной культуре, что способствует его личностному, духовному становлению.
Доступность восприятия музыки позволяет начать музыкальное воспитание ребёнка с раннего детства. Младенец выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Онспособен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Успокаивающее или возбуждающеевоздействие музыки на ребёнка (в зависимости от её содержания) был доказан В. М. Бехтеревым, который сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней). Учёный указывает на целесообразность использования музыкальных произведений, вызывающих у детей положительные эмоции.
Важность и возможность приобщения детей к музыкальной культуре с раннего возраста неоднократно подчёркивалаВетлугинаН. А.
Развивая идеи ВетлугинойН. А, РадыноваО. П. считает, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Она отмечает, что даже внутриутробный период развития ребёнка чрезвычайно важен для всего последующего развития человека, так какмузыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на его самочувствие.
Психологи, педагоги и музыковеды подчёркивают, что приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности : слушания (восприятия) музыки, пения, музыкально-ритмических движений, элементарного музицирования при систематической его организации.
Основной формой приобщения детей к музыкальной культуре является слушание (восприятие) музыки. Радынова О. П. полагает,что слушание музыки выступает фактором развития музыкального восприятия детей.
В процессе слушания музыки у детей развивается слуховое внимание, наблюдательность, воображение, умение чувствовать и понимать красоту искусства.
По определению КоганаГ. М., восприятие музыки является основой любой формы музыкальной деятельности. Иначе говоря, и пение, и музыкально-ритмические движения, и элементарное музицирование начинается со слушания музыкального произведения.
НазайкинскийЕ. В. полагает, что восприятие музыки опирается на развитие у ребенка коммуникативного, речевого, двигательного опыта. Это является базой для музыкального развития ребёнка и усвоения им музыкальной речи.
Музыкальная культура, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой – средством воспитания и развития ребёнка, приобщения дошкольников к музыкальной культуре и средством для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Процесс слушания музыки даёт ребёнку возможность духовно восполнять то, что недостаёт ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни.
Значение слушания музыкальных произведений трудно переоценить для воспитания, развития ребенка и приобщения его к музыкальной культуре. Этоделаетпроцессслушания музыки детьми предметом особого внимания педагогов и родителей.
3. Анализ комплексных и парциальных программ
( раздел:«Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста»)
Основной формой организации музыкального воспитания в детском саду являются музыкальные занятия, задачи которых отражены в разныхобразовательных (комплексных и авторских) программах.
Мы проанализировали воспитательно-образовательные задачи раздела «Слушание музыки» в 3-х комплексных и 3-х парциальных программах.
Комплексные программы:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой;
2. «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.);
3.«Истоки» (Парамонова Л. А., Алиева Т. И., Давидчук А. Н.);
Парциальные программы:
1.«Синтез» (Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г. и др.)
2. «Гармония» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой);
3. «Музыкальные шедевры» (Радынова О. П.).
Проанализировав данные программы, мы сделали выводы:
- не в каждой из них выделен раздел «Слушание музыки»; (в программе «Детство» отсутствует данный раздел). Музыкальным руководителям можно выбрать любую музыкальную программу.
- отмечены одинаковые образовательные задачи некоторых программ («От рождения до школы» и «Истоки»). Они включают в себя: воспитание устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. Однако в разделах «Слушание музыки»разделяется репертуар лишь по временам года и праздничным датам.
Тематический подход имеет только авторская программа «Музыкальные шедевры» Радыновой О. П., что позволяет включать предлагаемый музыкальный репертуар в процесс слушания вне музыкальных занятий (для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и т. д.); Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлений в различных видах музыкальной деятельности : пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
В отличие от предыдущих программ, шире представлены задачи по развитию эмоционального восприятия музыки.
- в программе «Синтез» впервые, наряду с камерной и симфонической музыкой, в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. Программа направлена на развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств, для их взаимообогащения, усиления образной выразительности. Авторы делают акцент именно на слушании музыки, рекомендуя выделить его в самостоятельное занятие и проводить его во второй половине дня. Для использования программ «Синтез» и «Гармония» в любой из комплексных программ, необходимо выделить особые акценты, специальные тематические направления.
- во всех программах слушанию музыки определеновремялишь на музыкальных занятиях, что дает нам основание для оптимизации музыкального развития детей за счет увеличения временного отрезка слушания ими музыкальных произведений.
Анализ программных задач по музыкальному воспитанию старших дошкольников показал, что не все авторы программуделяют должноевниманиепроцессу слушания и формированию эмоционального отклика. Вместе с тем эти вопросы необходимо решать каждому из музыкальных руководителей. Перед нами встали вопросы:
Как правильно организовать слушание детьми музыкальных произведений? Какие методы и приемы важно использовать для развития у детей эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки? Как оптимизировать этот процесс?
Ответы на эти и другие вопросы нам важно найти, прежде чем мы приступим к построению стратегии и тактике формирующего эксперимента.
Список литературы
1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе[Текст] : учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» /О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983.-224 с., нот. ил.
2. Ветлугина, Н. А. – Теория и методика музыкального воспитания в детском саду[Текст] : учебное пособие для студентовпед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. :Просвещение, 1987. – 250 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] : — М., 1967.
4. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии [Текст] : / В. А. Деркунская. Издательство Феникс. 2008. 430 стр.
5. Детство[Текст] : программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 224с.
6. Истоки[Текст] :базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова [и др. ]; научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова [и др. ]. – М. : Изд. дом «Карапуз», 1997. – 288 с.
7. Программа «Детство»[Текст] :программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 224 с.
8. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : пособие для студентов высш и сред. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили; под ред. О. П. Радыновой. – 2-е изд. стер. – М. : Akademia, 1998. – 235 с.
9. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры [Текст] : программа муз. воспитания детей дошк. возраста с метод. рекомендациями / О. П. Радынова. – М. :Гном и Д, 2006.
10. Синтез [Текст] :парциальная программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. /К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан М. «Виоланта». 1999.