Татьяна Коваленко
Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности
Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности
В данном учреждении я работаю с 2018 года. Стаж в дошкольном образовании более 15 лет. Образование, музыкальное училище по классу хорового дирижирования, квалификация руководитель хора, учитель музыки, НГПУ, факультет дошкольной психологии и педагогики.
Музыкальное воспитание занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении. Особенностью этой работы является решение задач как музыкально-эстетического воспитания, так и коррекционно-развивающих.
Публикация «Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Музыкальные занятия (занимательная лдеятельность) в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей.
Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми ОВЗ определяются, с одной стороны спецификой музыкального воспитания, с другой- нарушением в развитии ребенка.
Образовательная деятельность по музыкальному развитию осуществляется в разных видах деятельности.
Игровая форма подачи музыкального материала является приоритетной.
Слайд № 2 распевание
Пение –самый популярный вид деятельности и взрослых и детей. Дети очень любят петь. Для того, чтобы научиться петь, необходима работа над интонацией, голосоведением, звуководением. В этом мне помогает вокально--хоровая работа, которую я провожу через игровую деятельность. Дети с удовольствием в включаются в такой сложный процесс, если добавляется момент игры. У ребенка появляются навыки пения, появляется заинтересованность и желание петь. А если песни интересны детям, то они звучат не только на праздниках, развлечениях, занятиях, но и в повседневной жизни, в общении с родителям.
Слайд № 3 ритмодекломация
Чтобы петь песню, надо знать слова. А их необходимо выучить. А как выучить играя? Например, использовать ритмодекламацию — выучивание стихов на фоне ритмического сопровождения. При чем, ритмическое сопровождение –это сами дети. Они отбивают ритм и говорят под него слова. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения.
Слайд № 4. Будем вместе
В рамках конкурсного движения, мы принимали участие в районном конкурсе детского творчества «Радуга песен» в номинации вокальная группа.
Слайд -ролик № 5 (надело нам быть маленькими миленькими, Мамопомогатор, «Просто, просто, мы маленькие звезды)
Через игру мы добиваемся результатов в танцевальной и музыкально-ритмической деятельности.
Дети очень любят танцевать. Сложнее это дается детям с ОВЗ. Чем мы можем помочь? Во –первых, движения для танца разучиваем на музыкальных занятиях в форме игры. Во- вторых, движения переходят в игровой танец. Да, он становится упрощенным, но под современную, детскую музыку, с простыми, периодически повторяющимися движениями, он дает ребенку с ОВЗ почувствовать себя раскованно и свободно.
Слайд № 6,7 феечек, пиратов
В-третьих, танец становится сюжетным или ролевым. С помощью сюжета легче донести танец. В них участвуют все дети без ограничений. К танцам у детей с ОВЗ я применяю индивидуальный подход, оценивая возможности детей. Танцы получаются игровыми.
Слайд № 8 Видео «Здравствуй, здравствуй мой дружок».
Коммуникативные песни- танцы помогают не только петь танцуя, что для ребёнка ОВЗ уже сложно, но и решает задачу коммуникации среди детей в группе.
Слайд № 9 Фото- слушание музыки
Некоторым детям с ОВЗ особо рекомендуема детальность слушание музыки. Я стараюсь находить произведения, рисующие образ, и помогающие включать детское воображение. Сначала, во время звучания музыки, рассказываю её. Я нашла подтверждение своим действиям у профессора психолога - музыканта Б. М. Теплова в его работе «Психология музыкальных способностей» : «Раньше, чем стать для ребёнка эстетическим предметом, ….музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять». Когда ребёнок понимает, о чем рассказывает музыка, ему доставляет огромное удовольствие показать свои знания. Эту, так называемую, сюжетную или программную музыку мы слушаем на музыкальных занятиях. Угадай музыку –игровая форма подведения итога слушания музыки.
Слайд № 10 (оркестр, ст. фото)
Игра на музыкальных инструментах и театральная деятельность также любима детьми. Мы с удовольствием используем это на музыкальных занятиях. В творческом музицировании мы используем беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Слайд № 11 (петух, садового королевства
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включению детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений осуществляется в области музыкального воспитания посредством обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. Дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых сказочных персонажей, примеряют на себя элементы карнавальных костюмов, стараются под музыку передать образные движения, характер сказочного героя, кратко пересказать сюжет сказки, обыграть ситуацию из знакомого произведения.
Слайд № 12 (фото фронтальные, индивидуальные)
Фронтальных музыкальных занятий, которые я проводу 2 раза в неделю, для детей с ОВЗ недостаточно. Поэтому, для усвоения сложного материала детьми/ребёнком, а также, для разучивания индивидуальных номеров, я регулярно, 1,2 раза в неделю я провожу индивидуальные и подгрупповые занятия.
Слайд № 13 формы взаимодействия
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом имеет неоценимое значение.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ это:
- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей происходит через консультации, через сообщение на педагогических советах «Значение в музыки в жизни человека»
- перед праздниками, развлечениями, мы обсуждаем сценарии с воспитателями и учителями -логопедами;
- педагоги принимают участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера музыкального зала к праздникам.
Слайд № 14 Фото с праздников, развлечений воспитателей.
Педагоги не только с интересом и большой отдачей готовят с детьми материал к занятиям, праздникам, развлечениям, но и великолепно и мастерски воплощают образы героев, всегда поддерживают мои творческие идеи.
Слайд № 12. Тетрадь по взаимодействию.
В каждой группе имеется тетрадь взаимодействия с музыкальным руководителем. А в коррекционных группах я веду журнал взаимодействия с по работе с детьми ОВЗ, где прописываю занятия для индивидуальной работы с детьми.
Слайд № 13.(Ролик про Федору)
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя. 1 раз в неделю во второй половине дня, мы проводим логоритмику для детей с ОВЗ. Логоритмика позволяет объединить системы движений, музыкального фона и словарного наполнения, всесторонне развивает дошкольника; укрепляет мышечный тонус, развиваает артикуляцию и речевое дыхание, развивает моторику.
И учитель-логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Занятия почти всегда принимают форму игры, театрализации.
Слайд № 14 фото с 23, 2 штуки фото 23 февраля
В нашем ДОУ большое внимание уделяется взаимодействию воспитателя по физической культуре и музыкального руководителя. Мы работаем в тесном контакте. Совместно с воспитателем по физической культуре готовим развлечения, праздники. Большое внимание мы уделяем различным видам перестроения и умению двигаться под музыку. Синтез двух видов деятельности обогащает и помогает ребенку в развитии ритма, умении двигаться скоординировано. Утро ребят начинается с зарядки под живую музыку, которую проводят воспитатели. Я выступаю в роли концертмейстера
Слайд № 15 с любого празднка
В нашем детском саду, как и в других дошкольных учреждениях, проводятся праздники, развлечения. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире.
Но участие в праздниках детей с ОВЗ требуют более продуманного подхода со стороны педагогов.
Подготовка ребенка с ОВЗ к празднику и развлечению осуществляется совместно всеми специалистами ДОУ с привлечением родителей ребенка. Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой музыкально- речевой материал. Музыкальный руководитель продумывает сценарий, действие которого будет понятно всем детям (в том числе и с ОВЗ).
Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время, а также проводит работу с родителями.
Я, как музыкальный руководитель разучиваю музыкально - игровой, песенный, танцевальный материал, и акцент в такой работе делается на индивидуальное желание ребенка с ограниченными возможностями здоровья участвовать в различных видах деятельности, потому что дети с ОВЗ имеют разные отклонения в здоровье, потому что эти дети отличаются по темпераменту. Кому-то больше нравятся спокойные виды деятельности, а кто-то из детей выбирает более активное участие. Например, несколько детей из средней группы очень бурно реагируют на ритмичную быструю музыку для игр, становятся беспокойными и расторможенными. Поэтому, музыка, сопровождающая игру, должна стать спокойнее.
Слайд № 16
Привлечение родителей к участию в музыкальном воспитании детей ДОУ предполагает следующие формы:
- знакомство с родителями – на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;
-формирование установки на сотрудничество через беседу, консультацию.
-педагогическая поддержка и помощь – проводятся групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации,
- организация совместных мероприятий – привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми,
Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы как: - проведение совместных с родителями праздников, развлечений, участие с самостоятельными номерами на праздниках, вовлечение в процесс праздника.
В этом году мы включили несколько форм работ с родителями на праздниках.
-интервью родителей на празднике, посвященному Дню матери.
-чтение стихов совместно с детьми
- и танец «хор рук» вместе с детьми.
Слайд № 17,18 Фото или ролик с интервью и танец с цветами, репетиция с танца с цветами,
«Хор рук» это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий Татьяны Анатольевны Боровик (музыковед, педагог, исследователь в области музыкального и коррекционного воспитания).
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.
Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
Эти формы работы дают хорошие результаты:
• родители начинают уважительно относятся к занятиям детей,
• понимают, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях,
• понимают значение музыкального воспитания в жизни ребёнка.
Во всех видах музыкальной деятельности я стараюсь создать условия, необходимые для обеспечения эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.
Свою задачу в музыкальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вижу в том, чтобы заинтересовать той или иной деятельностью детей с ОВЗ, найти индивидуальный подход и помочь, сделать так, чтобы ребёнку нравилось приобретать новые навыки в музыкальной деятельности.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли музыкального воспитания в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.