Розалия Ишьярова
Проект, направленный на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
П. И. Чайковский
Актуальность:
Публикация «Проект, направленный на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание. Формировать доброжелательное отношение к животным, воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.
Прекрасная возможность реализовать знакомство детей с классикой, решить задачи понимания и восприятия является творчество русского композитора П. И. Чайковского. Значительную художественную ценность представляет музыка, написанная П. И. Чайковским специально для детей «Детский альбом».
Поэтому мы считаем, что именно произведения великого русского композитора наиболее доступны для решения задач ознакомления детей с классической музыкой, так как произведения данного альбома доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю.
Постановка проблемы: В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к виртуальной жизни, родители редко предлагают слушать детям классическую музыку, отдавая предпочтение развлекательной. Формировать эстетическую и художественную культуру просто необходимо.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО, через знакомство с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом».
Задачи:
1. Обогатить представление детей о классической музыке, через знакомство с творчеством П. И. Чайковского в разных видах деятельности.
2. Приобщить детей к музыкальной культуре, через слушание классической музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»;
3. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музыкальной культуре.
Тип проекта : долгосрочный, практико - ориентированный
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 г. по апрель 2017г.
Этапы проекта :
подготовительный
основной
заключительный
Участники проекта : воспитанники группы «А» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет, родители воспитанников (законные представители, воспитатели группы «А» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
Формы реализации проекта с детьми :
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность;
Методы и приемы реализации проекта с детьми :
Беседы;
Просмотр мультфильмов, презентаций, видеороликов;
Слушание музыки в режимных моментах дня;
Музыкальная минутка;
Музыкально-дидактические игры;
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского;
Интерактивные музыкально-дидактические игры
Взаимодействие с родителями:
Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
Советы родителям «Музыка в жизни ребенка»;
Памятка для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»;
Консультации для родителей «Музыкальное воспитание», «Влияние музыки на психику ребенка»; и др. ;
Информация для родителей в папке - передвижке: «Классическая музыка детям. П. И. Чайковский «Детский альбом»;
Домашнее задание «Слушание произведений по циклам из альбома П. И. Чайковского «Детский альбом».
Этапы работы над проектом :
Этапы проекта Мероприятия Сроки
Подготовительный этап 1. Изучение методической литературы. Поиск информации в сети Интернет сентябрь
2. Постановка цели и задач
3. Составление плана работы по реализации проекта
4. Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (раздать памятки «Что развивает классическая музыка.»)
5. Информация для родителей в папке - передвижке: «Классическая музыка детям. П. И. Чайковский «Детский альбом»
6. Подбор консультаций, папок - передвижек для родителей:
7. Подбор материала и оборудования для совместной деятельности взрослого и ребенка, бесед;
8. Создание медиотеки произведений П. И. Чайковского и распространение её в семьях.
9. Подбор материала для презентаций: музыкальная игра «Песня, танец, марш», «Классическая музыка в детском саду», «Чем отличается опера от балета» и др.
Основной этап
Мероприятия по работе с детьми
Беседы с детьми «П. И. Чайковский», «П. И. Чайковский «Детский альбом» октябрь
Просмотр презентации «О жизни и творчестве П. И. Чайковского», «Инструменты симфонического и народного оркестра»
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Утренняя молитва», «Шарманщик поет», «Итальянская песенка»)
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Музыкальное облачко»
Цикл бесед с рассматриванием предметных картинок «Музыкальные инструменты»
Игра разрезные картинки «Инструменты симфонического оркестра»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Утренняя молитва», «Шарманщик поет», «Итальянская песенка»)
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского»
Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Шарманщик поет»
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Беседы с детьми «Опера и балет», «Песня, танец, марш» ноябрь
Просмотр презентации «Чем отличается опера от балета»
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Песня, марш, танец»
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Немецкая песенка»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Немецкая песенка»)
Музыкально - дидактическая игра «Опера и балет»
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (Мама)
Цикл бесед с рассматриванием предметных картинок «Театр оперы и балета»
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Импровизация марша «солдатиков»
Лепка «Солдатики – они такие разные»
Разучивание стихов о маме Дидактическая игра «Музыкальный домик»
Беседы с детьми по произведениям П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Старинная французская песенка» декабрь
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Зимнее утро», «Вальс», «Старинная французская песенка»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Зимнее утро», «Вальс», «Старинная французская песенка»)
Музыкально - дидактическая игра «Путешествие в театр», «Лесенка»
Просмотр презентации «Вальс в произведении П. И. Чайковского»
Цикл бесед с рассматриванием предметных картинок «Вальс…»
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (Зимнее утро)
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Дидактическая игра «Музыкальный домик»
Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Вальс»
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Поможем Маше»
Игра разрезные картинки «Вальс», «Зимнее утро»
Беседы с детьми по произведениям П. И. Чайковского «нянина сказка», «Русская песня» январь
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мазурка», «Русская песня», «Нянина сказка», «В церкви»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мазурка», «Русская песня», «Нянина сказка», «В церкви»)
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (Нянина сказка)
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Что лишнее»
Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Мазурка»
Цикл бесед с рассматриванием предметных картинок «Мазурка»
Просмотр презентации «Мазурка»
Беседы с детьми по произведениям П. И. Чайковского пьеса «Неаполитанская песенка», пьеса – образная сценка «Мужик на гармонике играет» февраль
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мужик на гармонике играет», «Полька», «Неаполитанская песенка»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Мужик на гармонике играет», «Полька», «Неаполитанская песенка»)
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Цикл бесед с рассматриванием предметных картинок «Полька»
Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Полька»
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки»
Игра - разрезные картинки «Инструменты симфонического оркестра»
Экскурсия камертон
Беседы с детьми о характере музыкальных пьес «Баба-Яга», «Итальянская песенка» март
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Песня жаворонка», «Баба-Яга», «Камаринская», «Итальянская песенка»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Песня жаворонка», «Баба-Яга», «Камаринская», «Итальянская песенка»)
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Музыкальное облачко»
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Импровизация под музыку П. И. Чайковского «Камаринская»
Музыкальная минутка «Загадки из нотной тетрадки»
Дидактическая игра «Музыкальный домик»
Музыкальный этюд под музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Песня жаворонка», «Баба-Яга»
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (Баба-Яга)
Беседы с детьми о характере музыкальных пьес «Болезнь куклы», «Новая кукла» апрель
Слушание музыки из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Сладкая греза»)
Просмотр видеоклипов «Детский альбом» П. И. Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Сладкая греза»)
Просмотр музыкальных мультфильмов по произведениям П. И. Чайковского
Импровизация под музыку «Танец с новой куклой».
Рисование на тему «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (Новая кукла)
Игра - разрезные картинки по произведениям П. И. Чайковского
Музыкальный этюд под музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы»
Работа с родителями
1. Консультация «Музыкальное воспитание детей», «Влияние музыки на психику ребенка» октябрь-апрель
2. Памятка для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»
3. Разучивание стихотворений по произведениям П. И. Чайковского «Мама», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Баба - Яга» и др.
4. Советы родителям «Музыка в жизни вашего ребенка»
5. Индивидуальные беседы с родителями по произведениям П. И. Чайковского «Детский альбом», «Слушание классической музыки», «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка»
6. Рекомендации для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?»
7. Папка – передвижка «Надо ли слушать классическую музыку?», «Симфонический оркестр», «Развиваем музыкальную культуру детей»
8. Творческие задания с детьми «Рисуем музыку П. И. Чайковского» (ежемесячно)
9. Домашнее задание «Слушание произведений по циклам из альбома П. И. Чайковского «Детский альбом» (ежемесячно)
10. День открытых дверей: организация образовательного процесса, направленного на приобщение детей раннего и дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО
11. Родительское собрание с включением вопросов об «Оптимизации работы педагогического коллектива, направленного на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО»
Заключительный этап 1. Презентация результатов работы по проекту в рамках «Фестиваля проектов» на уровне Учреждения.
2. Выставка творческих работ детей «П. И. Чайковский и дети» (совместно с родителями)
3. Викторина «Угадай - ка».
Предполагаемый результат:
1. Обогатили представление детей о классической музыке, через знакомство с творчеством П. И. Чайковского в разных видах деятельности.
2. Приобщили детей к музыкальной культуре, через слушание классической музыки П. И. Чайковского «Детский альбом»;
3. Повысили педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музыкальной культуре.
Продукт проекта : Викторина «Угадай - ка»