Галина Бердыш
Технология хорового пения Дмитрия Огороднова
▼ Скачать + Заказать документы
Вернёмся к Д. Е. Огороднову.
Тема: «Новое – хорошо забытое старое».
Бердыш Галина Германовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1» г. о. Самара.
«Технология хорового пения Дмитрия Огороднова»
Введение.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность образовательных учреждений, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Публикация «Технология хорового пения Дмитрия Огороднова» размещена в разделах
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает нам общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно с работы в младшем хоре хоровой студии «Яблонька» и началась в 1984 году моя педагогическая деятельность. Студия работала по технологии хорового пения Д. Е. Огороднова. Занимались с первоклассниками 4 часа в неделю: 2 часа сводного хора и 2 часа ансамбля. Каждое занятие начиналось с упражнений Дмитрия Огороднова. В начале учебного года я задалась вопросом: «Как добиться качественного звучания от не поющих детей?». Системная работа по технологии Огороднова дала свои результаты. В конце мая на отчётном концерте дети пели свободно и выразительно, чистым и мягким звуком. Это было настоящим чудом! А учащиеся 3-5 классов у Серегиной Людмилы Алексеевны пели «Stabat Mater» Перголези. Их хор был единым организмом. Слушая его, я понимала, что впереди большая и интересная работа. С тех пор прошло много времени, но, где бы я ни работала, везде использовала для распевания упражнения Д. Е. Огородного.
Начав работать в детском саду, я попробовала адаптировать эту систему для дошкольников. Оказалось, что работать с данным возрастом по Огороднову ещё интересней. Ведь схему можно было объединить с упражнениями по В. Емельянову и С. Стрельниковой, а так же подкрепить сказочным сюжетом и иллюстрациями. А дальше – дело творческого подхода и фантазии!
Актуальность.
Голос, как средство общения между людьми, должен обладать выразительностью, как в речи, так и в пении. Д. Е. Огороднов посвятил жизнь тому, чтобы доказать: грань между одарённостью и бездарностью, духовностью и бездуховностью - это грань между здоровьем и нездоровьем.
Сегодня методику Д. Е. Огороднова используют во многих странах, называя её чудом века, достойной Нобелевской премии. Это комплексная система воспитания певца и музыканта, учитывающая как законы акустики (резонаторы, посыл звука, дикция, так и законы ЦНС человека. Она достаточно сложна. Поэтому редко кто из специалистов по ней работает. К тому же она рассчитана на детей школьного возраста. Нужны терпение, систематичность в занятиях, и ожидание чуда. Но, не смотря на сложность методики, все те, кто ее выбрал для своей работы, получают положительный результат.
Упражнения, разработанные Д. Е. Огородновым, несут воздействие на все психо-физические параметры личности. Развивается музыкальный слух, параллельно формируется тембр голоса, укрепляется певческое дыхание, появляется чувство ритма и чувство музыкальной формы.
Задачи.
Основными задачами этой системы можно назвать
- бережное воспитание голоса, выявление тембра;
- развитие творческого потенциала и музыкальных способностей ребенка (ладо-вокальные, ритмические, артистические и др.);
-развитие координации голоса со слухом;
-развитие памяти, интеллекта, ритма и слуха;
• оздоровительные.
Начать рассказ об этой системе мне хотелось бы со слов Фёдора Шаляпина «Жест - это не движение руки, а движение души»
(Федор Шаляпин).
Одной из задач в музыкальном развитии старших дошкольников является воспитание точного, «чистого» интонирования мелодий песен, а при знакомстве с нотами сольфеджирование простейших мелодий и других упражнений. Мы счастливы, когда работаем с детьми с природной точностью интонирования, но, чаще мы развиваем это умение, потому что у большинства детей нет координации голоса со слухом. Ребёнок слышит, а произвести не точно звук не может.
За время моей работы мне очень редко встречались дети, которые так и не смогли точно воспроизводить высоту звуков. Можно сказать - это единицы. Так называемые «гудошники». Но этот же ребёнок мог спеть этот же звук со скачка терции или кварты, хотя стабильности в попадании не было. Мог прочесть четверостишие на разной высоте голоса. Это говорит вовсе не об отсутствии слуха, а об отсутствии связи голоса со слухом.
Опыт работы показывает, что при последовательных - от простого к сложному; кропотливых – только после приобретения какого-либо навыка переходить к работе над следующим на основе предыдущего; целенаправленных занятиях результат подчас превосходит все ожидания преподавателя.
Все дети с недостатком координации голоса и слуха на момент начала занятий, имея желание петь, свойственное каждому человеку, успешно овладевали способностью певческого исполнения не только в хоровом исполнении, но и сольно. Более того: дети, которые на первых порах не всегда точно интонировали мелодию даже с дублированием на инструменте, но имевшие большое желание петь и особенную тембровую окраску голоса, участвуя в различных певческих конкурсах и выступая на утренниках и праздниках, становились любимцами публики и учились свободно держаться на сцене.
Главная задача.
Комплексная методика музыкально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова (в дальнейшем - КММПВ) "главной, принципиальной задачей ставит бережное воспитание голоса, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных и творческих способностей". В то же время методика целенаправленно работает над развитием координации между голосом и слухом, предлагая упражнения для работы с неинтонирующими детьми в том числе.
Отправной точкой в создании методики стало утверждение, что «голос, как средство общения между людьми, должен обладать выразительностью как в речи, так и в пении».
Всем известно, что развитие мелкой моторики является важным процессом в развитии ребёнка, влияет на развитие его речи и его мышления. Одна треть двигательной коры головного мозга занята управлением кистей рук, движениями пальцев. Ещё одна треть двигательной коры головного мозга отвечает за функции голосового аппарата. Непрерывно создаются и расширяются внутренние связи между движениями рук и речью (голосовым аппаратом). Т. о. голосовой аппарат выступает проводником всего, что происходит с человеком и является «мозгом на периферии».
У большинства людей сильно отстаёт слуховое восприятие от зрительного. «Лучше семь раз увидеть, чем сто раз услышать». Имеются ввиду алгоритмические схемы.
На протяжении многих лет я использовала технологию Д. Е. Огороднова в своей работе с учащимися младших классов. Начав работать в детском саду, я адаптировала технологию к дошкольному возрасту. И пришла к выводу, что детей без слуха не существует. Просто бывают нескоординированы голос со слухом. Так, например, ребёнок в 3 года без труда повторяет все предложенные звуки. Но, если продолжительное время не уделять внимание музыкальному развитию, то музыкально-вокальные данные ребенка исчезают и восстановление нередко дается с трудом.
Главное в пении – это интонация! Ничто так не портит впечатление, как плохое интонирование, манера неправильной подачи звука. Если певец фальшивит, то его исполнение обесценивается! Ведь на сцене надо быть правдивым и убедительным. Станиславский говорил : «Не верю». А нам надо, чтоб поверили. И потому на первый план выходят эмоции и выразительность. Они создают цепь, связывающие их с головным мозгом и порождающие качественный звук.
Весь внутренний мир, которым обладает человек, заключён в двигательной части коры головного мозга. Согласованность движений голосового аппарата и кисти рук развивает и увеличивает потенциал творческого развития ребёнка в десятки раз.
Важно не то, как громко споют дети, а то, как они передадут эмоциональное состояние произведения, эмоциональное переживание. Мозгу совершенно не важно, где реально находится человек, важно, какие эмоции он испытывает от образа, который представляет. В своей работе для реализации этой задачи я использую упражнения, которые очень нравятся детям: предлагаю прочесть стихотворение так, как бы это сделал герой, как трус, как сказочник, как добрый или злой персонаж. Вживаясь в роль, дети выразительнее декламируют стихи.
Постановка голоса по Д. Е. Огороднову предполагает работу над голосом посредством жеста. Без рук – никуда! Моя задача - научить детей общаться голосом посредством рук. Движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат». Голос и руки создают идеальный баланс.
Этапы работы.
В своей практике в коллективной работе с детьми я использую шесть видов музыкальных движений:
3 – дидактических, которые необходимо строго выполнять по правилам;
1. Вертикальное художественное тактирование. Происходит первое знакомство с возможностью управлять своим голосом.
Исходная позиция: сидя, по команде «приготовились» учащиеся кладут правую ногу на левую, а на колено правой ноги - руки: правую на левую, ладонь к ладони, крестом. По команде «начали» невысоко поднимаем правую руку и отмечаем сильную долю легким ударом пальчиков правой руки о левую ладошку, а слабую долю - касанием «колечка» из большого и третьего пальцев правой руки развернутых прямых пальцев левой руки. В сильной доле правая рука работает от плеча, на слабой доле - больше кистью. Движения плавные, рука и кисть гибкие и свободные, локоть - на уровне плеча, верхнее положение руки - на уровне глаз.
Схематическое изображение движений руки на плакате: вниз-вверх – верхняя строка - концентрирует внимание, а художественность заключается в том, что одновременно, «в такт», выразительно проговариваются на глиссандо слова – антонимы (стрелочки внизу указывают направление глиссандирования).
По форме упражнение представляет собой фразу из 4-х тактов, в которой синтаксически 1-ый такт - экспозиция, 2-ой - разработка - 3-ий - кульминация, 4-ый - финал. Гласные протягиваются все больше на подходе к кульминации. На каждой сильной доле важно глубоко открывать рот, опуская подбородок. От этого и звучание голоса, и лицо становятся выразительными.
Для этого упражнения можно использовать различные по количеству слогов антонимы (гром - тишь; громко – тихо; сладко-кисло, форте – пиано, жарко-холодно, протягивать то одни, то другие слоги и получать различные ритмические фигуры.
И так далее в различных размерах, с различными ритмическими группами - насколько хватит воображения. Применение неожиданных остановок, замедлений, ускорений темпа тактирования по команде учителя приучает детей быть внимательными, развивает реакцию и делает собственные руки детей пластичными. Постепенно с раскрепощением мышечного аппарата рук и артикуляции дети приобретают способность импровизировать эмоционально-образный характер движений. Для работы в этом направлении дается предварительное задание, например: «тактируем в духе приказа» или «тактируем, как бы рассказывая сказочку малышу». Вертикальное художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат к музыкальному воспроизведению звуковысотных соотношений, «открывает» деткам ощущения разных регистров, закрепляет музыкальное понятие «вверх – вниз», согласовывает работу голоса и рук, естественно развивает метро-ритмические ощущения, подготавливает формирование ладового чувства (как слабая доля тяготеет в сильную, так неустойчивый звук тяготеет в устойчивый, развивает творческое и артистическое начало.
2. Работа по алгоритму постановки голоса и воспитание вокальных навыков и музыкальности.
Алгоритм - это музыкальная фраза (упражнение или вокализ) в трехдольном размере, исполняется на тонике на гласном «у» в согласованности с движением руки. Алгоритм может стать распевкой в начале урока или настройкой перед сольфеджированием в тональности. Движение указкой начинается вниз по жирной линии первой «у»; затем «нюхаем цветочек» - вдох, указка по дуге; чётко стаккато – указка по точкам; далее указка по пунктиру справа налево с пением по жирной линии и соединением
с первым звуком «У-у-у-Ух».
На начальном этапе для освобождения от напряжения голос тренируют на тоне удобном ученику в середине его диапазона с правильной, активной артикуляцией. В установочном алгоритме происходит комплексная работа над артикуляцией (губы «дудочкой», руки «дежурят» у щек, поверяя, что зубы разжаты, подбородок свободно опущен); над дыханием (спокойно, плавно вдыхай на цветочке – «понюхай» цветочек и «запри» дыхание); над фразировкой (веди голос согласно движению руки с расширением в долгом звуке, бережно исполняй последний звук); над атакой звука в стаккато; над соединением звуков (слабая доля в сильную). Все движения голосового аппарата при пении синхронно и эмоционально связаны с движением руки с указкой по дугам и точкам наглядного алгоритма.
Установочный алгоритм концентрирует внимание ученика на звукоизвлечении определённого тона, на качественном унисоне, если исполняется группой, включает связи-ощущения при пении. Все ученики приобретают уверенность, что могут воспроизвести правильный в звуковысотном отношении музыкальный звук. Для неточно интонирующих ребят такая уверенность крайне необходима, т. к. с этой уверенностью исчезает зажатость голосового аппарата, мешающая петь.
На первых порах тон алгоритма – это звук-упражнение. Вскорости этот тон определяется как тоника и «обрастает» другими ступенями диатонического лада, появляющимися в таком же порядке, как они представлены в теме «Ладо-вокальные жесты». Так после тоники начинается работа над III ступенью: «у,у» (две восьмые) после «цветочка»-вдоха на паузу заменяет слог «уль» (четвертная)-скачок на III ступень. И так далее.
3. Ладо-вокальные жесты.
1ст. МУ; 3ст. НО; 5ст. ЛО; 2ст. ВЕ; 7ст. РЫ (РИ); 4ст. ЗО; 6ст. ЛЕ
Широко известная методика «Ладовое воспитание на основе системы относительной сольмизации» много лет применялась мной на уроках сольфеджио. Убеждена, что релятивная система положительно влияет на музыкальное развитие учащихся. КММПВ постаралось увязать принцип ладового воспитания относительной сольмизации с вокальным и эмоциональным воспитанием. Слоги (названия ступеней) составлены таким образом, что на устойчивых ступенях звучат открытые устойчивые гласные У, О, А, на неустойчивых - Е, И, из согласных только сонорные М, Н, Л, Р. Таким образом названия ступеней приобрели вокальность, а жесты добавили эмоциональной выразительности. Вокальность и эмоциональность, на мой взгляд, усилили игровой момент ладовых упражнений, так необходимый на уроках сольфеджио. Все движения выполняются обеими руками.
3 – творческих;
1. Декламация с жестикуляцией.
2. Вспомогательные движения при вокальной работе над песней.
3. ПОИСКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ВО ВРЕМЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.
Методика Д. Е. Огороднова имеет ряд положительных моментов:
- подготавливается аппарат для игры на любом инструменте;
- происходит раскрепощение тела;
- вырабатываются навыки выразительного чтения и пения;
- развивается чувство музыкальной формы (тактирование; 4-хчастная форма: экспозиция, разработка, кульминация, финал);
- развиваются музыкальные способности и вокально-ладовое чувство;
- происходит овладение вокальными навыками (умелое пользование дыханием, умение пользоваться резонаторами, оформление и приближение звука,);
Для того, чтобы понять, интересна ли вам технология Д. Е. Огороднова, предлагаю опробовать ее на себе. Прочитав статью, вы можете только заинтересоваться методикой, если она вам близка по духу. Но технологии этой методики надо учиться. Её тонкости надо знать.
А в современный век технологий можно облечь эту методику в такую сказку, что занятие пройдёт просто в сказке. И вы не успеете оглянуться, как ваши дети запоют мягко, стройно, в унисон, свободно и с удовольствием.
Ювелир, работая над огранкой камня, создавая ювелирное украшение, никогда не получит результата, если не станет соприкасаться с камнем, высекая его по замыслу. Пианист не сыграет виртуозно, не имея многочасовых упражнений за инструментом. И методика Д. Е. Огороднова подразумевает систематические упражнения. Результат не заставит долго ждать. Всего лишь год. И вы увидите результаты.
Пение по системе Огороднова объёмное, не кричащее, бархатное. Вспомните, как пел Давид царю Саулу и своим пением выводил того из депрессии. Так важно петь правильно и приятно, чтобы твоё пение ласкало слух.
Но, хочу сказать, что из опыта моей работы диапазон голоса по системе Огороднова больше развивается в нижний регистр. Увеличивая диапазон вверх, лучше обратиться к системе Емельянова или к обычным общепринятым вокальным упражнениям.
Если мой опыт использования данной технологии по развитию вокально-певческих навыков вас заинтересовал, желаю успешно её освоить и увидеть положительные результаты, которые непременно будут!
Список литературы:
- Д. Е. Огороднов «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»;
-«Методика постановки голоса» Д. Е. Огороднов;
-«Методика. Д. Е. Огороднов. Метод. пособие. Л. ,1972
-Д. Е. Огороднов : «Пение рождается на кончиках пальцев…»(Музыкальная жизнь»№12, 2011г.)
-Д. Е. Огороднов «Методика музыкально-певческого воспитания»
-«Кудесник-экспериментатор Дмитрий Огороднов»;
-«Слон не виноват…» (Комсомольская правда, 11.01.1987г.)