Ирина Чаадаева
Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в искусство
Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте.
подготовила: Чаадаева И. А., учитель искусства, классный руководитель 5 класса
Цели:
1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Публикация «Влияние искусства на развитие личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте» размещена в разделах
2. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком через всестороннее развитие личности ребёнка посредством искусства.
3. Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
План:
1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании у ребенка эстетического начала
2 часть: Дискуссия – «Какие формы и методы общения с искусством наиболее эффективны в развитии эстетического воспитания?».
3 часть: Подведение итогов круглого стола, раздать памятки родителям: «Роль родителя в формировании эстетического вкуса у ребенка».
Ход:
1 часть:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить не только вопросы семейного воспитания, но и поговорить о роли эстетического воспитания детей – как основе культурного развития.
Под словом «эстетическое» мы имеем в виду не только музыкальный слух, художественные способности, восприятие, эмоциональную отзывчивость. Это еще основы нравственности, эстетика быта, отношения между людьми, культура внешнего вида и внутреннего мира.
Эстетическое воспитание осуществляется всеми художественными средствами (музыка, театр, живопись, поэтому роль искусства в эстетическом воспитании играет первоначальную роль. Цель его – гармонично развитый, культурный, грамотный, а также прогрессивный человек. Используя художественные и музыкальные средства, эстетическое воспитание формирует личность не для самого искусства, а для его полноценного развития и жизни.
О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце. Послушайте, что говорили великие наставники прошлого и к чему мы пришли сегодня: (показ презентации)
* Слайд 1 Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)
Древнегреческий философ: Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.
Слайд 2 Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) Немецкий поэт, мыслитель и просветитель: Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр.
Слайд 3 Коменский Ян Амос (1592-1670) Чешский педагог, писатель, общественный деятель: Более, чем науками, нужно заниматься искусствами.
Слайд 4 Пикассо Пабло (1881-1973)
Испанский художник, скульптор: Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Слайд 5 Сухомлинский Василий Александрович (1918- 1970)
Выдающийся педагог: Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Слайд 6 Мелик-Пашаев Александр Александрович
Доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе» : Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровых детей.
Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной. Эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует, направляет его поведение и поступки. Поэтому важной задачей родителей является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Например, ребёнок тянется к яркой игрушке, он выражает радость от общения с природой. Часто мы слышим от ребёнка восторженные восклицания: Посмотри, какой красивый цветок!", "Смотри, какая бабочка!". Но часто взрослые не обращают на это должного внимания. Поэтому, первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Итак, отметим наиболее значимые аспекты художественного воспитания. 1. Художественное воспитание и его влияние на личность ребенка :
Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы. Правое же активно участвует во всем творческом, что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?
2. Искусство и технологии воспитания
Когда мы говорим о создании художественной воспитательной среды, мы имеем в виду все те виды искусства, которые являются частью нашей жизни: музыка, живопись, декоративно-прикладное, танец и театр. Исключить что-то одно нельзя, но, при желании, можно сделать акцент, определив малыша в кружок или специализированную школу.
У музыки – первое место в воспитании. Обучение игре на музыкальном инструменте решает несколько задач одновременно:
1. Эстетическая. В процессе обучения музыке формируется и корректируется вкус, развивается музыкальный слух. Участие в концертах воспитывает внутреннюю культуру, как внешнего вида, так и поведения.
2. Эмоциональная. Периодическое прослушивание и исполнение произведений композиторов-классиков стимулирует эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитательная. Регулярные занятия на музыкальном инструменте вырабатывает усидчивость, волю и целеустремленность.
4. Физиологическая. Занятия музыкой стимулируют мелкую моторику рук, координацию движений, что напрямую влияет на умственную деятельность ребенка.
5. Психологическая. Участие в концертах и конкурсах помогает избавиться от страха публичного выступления
3. Театральное искусство, как средство воспитания
«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» — сказал великий классик Шекспир, и в чем-то был прав. Стремление воссоздать события истории или литературы стремились еще самые древние люди. Есть в этом и психологический смысл — играя роль, мы проживаем жизнь героев, что позволяет нам не только понять их характер, но и самих себя. Для детей театр — самое любимое искусство. Магия перевоплощения увлекает и помогает детям справиться с довольно сложными психологическими проблемами, такими как: непринятие себя, стеснение, боязнь публики. Детские постановки сопровождаются музыкальным фоном, цветными декорациями и, часто, хореографическими композициями. Это позволит сказать, что театр включает другие жанры, и несет максимум пользы для маленького актера. Пример, театральная студия нашей школы.
4. В отличие от музыки, танца и театра, финальный продукт декоративно-прикладной деятельности можно потрогать, увидеть, показать другим и сохранить на память. Есть и еще одно преимущество перед музыкой и танцем – здесь дети выступают в роли творца, создают, пропуская идею через сердце и руки. Творить — большая ответственность, дети это понимают. Воплощение мысли в материю – в этом есть большой смысл, в том числе и воспитательный. В художественных школах дети не только учатся творить, но и знакомятся с шедеврами художников, скульпторов и архитекторов всех времен.
5. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованною действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л. С. Вы готский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию''.
Приобщение ребенка к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Примером эстетического художественного начала для подрастающего поколения может послужить творчество наших местных поэтов, создателей художественного слова.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка. Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.
Итак, мы понимаем, что способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Для того, чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, взрослый должен обладать способностью эстетического видения.
Задача родителей - вовремя заметить тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему миру, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно родителям. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно-эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
Таким образом, установление преемственности в эстетическом воспитании школы и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. В целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс школьного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни. (проводится интеллектуальная игра для родителей «Знатоки искусства»)