Марина Ворончук
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Автор рассматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограничение возможностей здоровья, индивидуальный образовательный маршрут
Публикация «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав ребенка на образование в соответствии с Законом об образовании [4, С. 6].
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушением развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе [3, С. 90].
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Таким образом, основная цель составления индивидуального образовательного маршрута: это создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития [1, С. 36].
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определения объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах [2, С. 160].
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности конкретного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С. В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач мотивов и потребностей ребенка);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Содержание ИОМ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее – образовательные области):
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие [4, С. 71].
(Примерный) Индивидуальный образовательный маршрут
Общие данные
Ф. И. ребенка
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы):
Отец (ФИО, образование, место работы):
Воспитатели:
Специалисты:
Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК
Цель ИОМ
Задачи ИОМ
Распределение обязанностей педагогов и специалистов
в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Педагоги Мероприятия и рекомендации по реализации маршрута
Воспитатели групп
Учитель – логопед
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Воспитатель по физкультуре
Медицинская сестра
Образовательная область
Месяц
Неделя Режимные моменты, цели, задачи ООД Совместная деятельность Взаимодействие с родителями
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится воспитателем, тьютором и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного процесса, она должна утверждаться администрацией учреждения и согласовываться с родителями [4, С. 121].
Список литературы
1. И. А. Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
3. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
4. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.