Мария П
Дорожная карта по самообразованию «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность выбранной темы: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
Этапы: подготовительный, основной и заключительный
Ожидаемые результаты:
1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
2. Дети различают понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.
3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
7. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Месяц Формы работы
с детьми с родителями с педагогами
Сентябрь Подбор и изучение методической литературы.
Подбор материала необходимых для работы с детьми.
Постановка целей и задач по данной теме.
Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба»
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»
Памятка «Сказка в жизни детей»
Октябрь
Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников.
Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок» Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».
Консультация
"Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника"
Ноябрь Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Прослушивание звукозаписей детских сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"
Декабрь Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки" Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами».
Консультация: «Знакомим дошкольников со сказками.»
Январь Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»
Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».
Консультация: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»
Февраль
Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба»
Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)
«Парные картинки». Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра
Консультация:
«Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
Март Обустроить уголок ряженья
Изготовление настольно – печатных игр по мотивам сказок.
Беседы «Какие сказки я знаю» Консультация «Мама, почитай мне сказку» Консультация Сказкотерапия – инновационный метод
в работе с детьми».
Апрель Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Д/И «Назови меня»
Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». Памятка: «Роль сказки в воспитании детей».
Май Обыгрывание сказки «Репка»
Анализ работы по теме самообразования Презентация: «Какая прелесть эти сказки»