Салахова Татьяна
Консультация «Проектная деятельность как эффективный метод успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективный метод успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Салахова Татьяна Александровна учитель-дефектолог первой категории МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска»
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В этом году МАДОУ «Детский сад №18 г. Челябинска» исполнится 4 года, а группы для детей с ОВЗ функционируют в нём третий год. Специалисты, работающие на группах, ранее опыта работа с данной категорией детей не имели, поэтому организация деятельности, выбор эффективных способов и приёмов работы являются для нас новой формой работы. Одним из эффективных методов стал для нас – метод проектов. Создав первые проекты, мы ошибочно полагали, что метод проектирования – новинка! И только «глубоко» взявшись за проектную деятельность, узнали об истории её появления, авторах, особенностях построения. Позвольте сегодня кратко напомнить об этом…
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).
По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Цель проекта — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности
Проект – это «5П»
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
По доминирующему виду проектной деятельности :
- игровые
- информационные
- исследовательские
- творческие
По содержанию:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- интегративные (две и более образовательные области)
По количеству:
- индивидуальные
- групповые
По продолжительности:
- краткосрочные (1-4 недели)
- среднесрочные (до 1 месяца)
- долгосрочные (полугодие, учебный год)
В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
2. Исследовательские проекты
3. Ролевые проекты
4. Творческие проекты
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов
“Для чего нужен проект?”
“Ради чего он осуществляется?”
“Что станет продуктом проектной деятельности?”
“В какой форме будет презентован продукт?”
Работа над проектом проходит поэтапно.
Первый этап–выбор темы
- постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
- консультация со специалистами ДОУ;
- составление плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями)
Второй этап– реализация проекта
- занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап– презентация проекта
- организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми;
- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).
Таким образом, правильное построение всех этапов проектной деятельности поможет :
• выявить зону ближайшего развития
• сформировать субъектную позицию ребёнка
• реализовать интересы и потребности ребёнка
• раскрыть его индивидуальные особенности
В нашем детском саду функционируют 2 специализированные группы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Имея сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, наши дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят».
В связи с этим, при реализации проектной деятельности мы решили разработать проекты по сенсорному восприятию цвета «Платочки» для детей старшего дошкольного возраста и проект «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда».
Мы представляем вашему вниманию проекты, которые помогли нам лучше узнать и раскрыть возможности не только наших детей и педагогов, но и родителей. Что очень важно для продуктивной реализации коррекционно - развивающих задач и совместной деятельности педагогов и родителей.