Галина Метлина
Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края»
«Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае»
В. Путин
Всё новое – это хорошо забытое старое гласит старая пословица. Если припомнить историю то многие известные нам люди, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Публикация «Тематическое направление „Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
И я думаю, что все с этим согласны. Но в данное время, в сфере общественной жизни, проблема гражданского и патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Патриотизму невозможно научить, его надо воспитывать с раннего детства. Любовь младенца к матери начинается с кормления его грудью. Согласно этому, воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края его обычаев.
Возникает вопрос, насколько доступны детям дошкольного возраста чувства гражданственности и патриотизма?
Работая в этом направлении и имея опыт за плечами, можно утверждать, что у дошкольников старшего дошкольного возраста, довольно рано проявляется чувство любви к родному краю, родной природе, к своей малой Родине. А ведь это и есть не что иное, как начало патриотизма.
Особенно не нужно сбрасывать со счетов приобщение детей к культуре своего народа, потому, что историческое наследие воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой ты родился и живёшь. Когда ребёнок начинает видеть красоту изделий народных умельцев, красоту природы, радуется народным пляскам и песням, в этот момент и зарождается чувство патриотизма и любви к Родине.
Никому не секрет, что дошкольный возраст является периодом в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Когда ребёнок рождается, то многие младенца сравнивают с чистым ангелом. И действительно дети, появившиеся на свет, не знают, что твориться на земле.
Вот в этот момент и нужно приложить все усилия, чтобы сохранить в ребенке ту чистоту души, с которой он родился. Но как это сделать в нашем современном обществе, где все, куда - то спешат, торопятся и не обращают внимание на детей, которые сидят у телевизора и смотрят американские боевики, это вопрос? Существует термин – скрытая сирота. Он олицетворяет таких детей, которые живут в семье, где нет традиций, взаимоотношений, где каждому только до себя.
Поэтому для того чтобы пополнить пробелы в системе патриотического воспитания, нужно вести целенаправленную работу в первую очередь с семьёй, где ребенок воспитывается. Ведь не все родители имеют представление о традициях и обычаях предков. Не все могут рассказать детям в доступной форме о национальных особенностях своего народа, поэтому нам педагогам нужно подбирать ключик не только к сердцу ребёнка, но и к его семье в целом и обладать знаниями о культурном наследии нашей Родины и преумножать их.
Над этой проблемой работали многие учёные и пришли к выводу, что только совместно с семьей у ребенка можно сформировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну и с уважением относящегося к другим народам.
Для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников, представлений о Родине, традициях праздниках и родном крае самым доступным на первом этапе оказалось использование Русской народной сказки. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа и видения жизни, основанные на духовно - нравственных понятиях. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания дошкольников неоценима.
Сказку можно использовать в любом виде деятельности с детьми, это и чтение дома с родителями и в ДОУ, театрализации на праздниках, развлечениях, досугах, на прогулках и экскурсиях, конструировании, в художественном творчестве лепке, рисовании и т. д.
Так же неоценимым вкладом в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников оказалась роль музыки. Народные песни, танцы в народных костюмах помогают окунуться и перенестись в ту обстановку в тот быт прошлого, где жили наши предки и выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором живёшь. Роль Русских народных танцев неоценима в таких качествах, как коллективизм, сопереживание, бережное отношение к природе, любовь к своей семье и окружению. Всё это происходит в непроизвольной форме, игровой, а, как известно игра для дошкольников самый действенный метод в воспитании.
Можно твёрдо убеждать в том, что только счастливый педагог, который осознаёт ценность своей работы и развивающийся вместе с создаваемым им детским коллективом, может воспитывать счастливых и талантливых детей. Большую роль в создании комфортной и «творчески раскрепощённой» атмосферы в наше время играет авторское творчество педагога, предъявляемое детям не в качестве образца для подражания, а на правах соучастия в общем творческом процессе. Этот принцип заключается не только в демонстрации педагогом готовых продуктов своего творчества, но и в совместном создании с детьми, сказок, танцев и театральных постановок. Воспитание на фольклорной основе даёт прекрасную возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества – уважительное и бережное отношение к своей культуре, любовь к родному краю, природе, жизнелюбию, традициям духовной культуры, патриотизм.
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», гласит народная мудрость. Поэтому мною был разработан проект с детьми старшего дошкольного возраста «Моя Родина».
Основная педагогическая идея - это патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и традициями родного края.
Данный проект включает в себя работу по следующим темам :
1. «Россия – Родина моя»
Дети знакомились с символикой Российской Федерации.
Личным примером было показано, как нужно вести себя во время звучания гимна России. На тематическом досуге смотрели видеоролик с достопримечательностями России и памятниками воинов защищавших нашу Родину.
2. «Моя семья»
В рамках этого направления велась одновременно работа с детьми и родителями. С детьми рисовали, делали творческие поделки по теме. С родителями вела беседы о важности патриотического воспитания детей.
По традиции отмечаем каждому ребёнку «День рождения» и делаем подарки своими руками.
3. «Мой любимый посёлок, достопримечательности и люди»
По этой теме с детьми проводились экскурсии по посёлку, проходило знакомство с профессиями людей, живущих в нашем поселке, а так же знакомила детей с народными умельцами.
4. «Мир природы посёлка и района»
С детьми проводились беседы о растениях, произрастающих в наших лесах с просмотром презентаций, фотографий; ходили в поход по окраинам посёлка, наблюдали за изменениями природы по сезонам.
5. «Календарные и народные праздники»
В рамках этой темы проводились праздники «Осенины», «Колядки».
С народными песнями и плясками, в русских народных костюмах и масках дети колядовали по всему детскому саду. На крещение дети лепили из солёного теста «Кресты», а праздник «Пасхи» был украшен «Крашенками» и играми. На «Масленку» силами воспитателей, администрации детского сада и родителей вместе с детьми развернули театральное представление.
На празднике «Троица» дети познакомились с фольклором, играми и обычаями русского народа.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что патриотическое воспитание детей, представленное в различных формах, несет в себе основную идею параллельного развития и углубления, гуманистических, эстетических и нравственных потребностей детей. Ведь, как известно, нравственное чувство неотделимо от чувства патриотизма и только на почве культурного просвещения и духовно-нравственного воспитания, нам следует искать пути совершенствования мира детской души, что даёт нам всем надежду на лучшее будущее всей нашей страны
Свой доклад можно закончить словами К. Г. Паустовского «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»