Соня
Беседа как метод обучения диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.
Публикация «Беседа как метод обучения диалогической речи» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В беседе взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, а вместе с мышлением развивается и речь.
Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной.
В беседе, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений: быт и труд людей, события общественной жизни, деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).
Содержание бесед должно, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно и психологически близко дошкольнику.
Примерная тематика бесед.
- Темы, отражающие явления общественной жизни;
- Темы труда;
- Беседы, отражающие труд самих детей;
- Беседы об использовании техники в домашнем труде;
- Беседы на бытовые темы;
- Беседы о природе;
- Беседы на морально-этические темы.
Классификация бесед по Е. А. Флериной.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Классификация бесед по М. М. Кониной.
4. Беседы познавательного характера (о школе, о родном городе).
5. Этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Характеристика и особенности проведения бесед.
Вводная - беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут.
Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе.
Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.
Основной является заключительная (обобщающая) беседа.
Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.
Е. И. Радина выделила структурные компоненты беседы:
- вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;
- анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;
- элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным. Начать беседу можно по разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета.
В основной части беседы раскрывается ее содержание.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе.
Основным приемом в методике проведения беседы являются вопросы.
Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой.
Е. И. Радиной дана классификация вопросов:
1. Вопросы, требующие простой
констатации – называния или описания
знакомых ребенку явлений, предметов,
фактов; (кто? что? где? когда? какой).
Это репродуктивные вопросы.
2. Другая группа вопросов – поисковые –
направлена на раскрытие доступных ребенку
связей между предметами и явлениями
(почему? отчего? зачем).
В зависимости от полноты и степени раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы.
Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и поисковыми, и репродуктивными.
Вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ.
При проведении беседы задач педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов.
Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности.
Использованная литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Спасибо за внимание!