Светлана
Познавательно-речевое развитие дошкольников в аспекте проекта «Азбука в России»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТА «АЗБУКА В РОССИИ»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях.
В сентябре 2017 года стартовал городской проект «Азбука в России».
Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников в аспекте проекта „Азбука в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Основная цель проекта - создание в группах ГБДОО благоприятных условий направленных:
- на преодоление коммуникативных и поведенческих барьеров, на воспитание чувства толерантности за счет знакомства с культурой, традициями и обычаями людей разных национальностей;
- на полную социокультурную адаптацию детей мигрантов в поликультурной среде;
- на формирование навыков культуры речи, творческого развития личности обучающихся. Конечной целью проекта является подготовка дошкольников к поступлению в первый класс общеобразовательной школы и последующему успешному обучению детей мигрантов наравне с русскоязычными сверстниками.
Для реализации данного проекта необходимо в ГБДОО создать условия для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в том числе и из семьи мигрантов, за счет эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, и обеспечения педагогических условий социальной адаптации: -взаимной толерантности, открытости и принятия педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания; - проектирования педагогами образовательного процесса на основе принципов культурологического и деятельного подхода, обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений; - использования активных методов обучения для освоения иноязычным ребенком способов речевого общения.
Знакомство с разными национальностями России в целях развития речи и формирования её выразительности, а также социально – эмоционального развития ребё нка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщение интересным и эмоционально значимым для детей содержанием;
- постепенность и последовательность ознакомления с бытом, традициями, сказками, играми разных народов.
Проект предполагает знакомство детей с северным ненецким народом.
- Когда мы начинаем знакомить с народами России детям очень трудно сразу запомнить новые слова, ребёнок может слушать, правильно отвечать на вопросы, но после занятия он сразу забывает и новые слова не появляются в его активном словаре. Проводится словарная работа на обогащение и активизацию словаря: тундра, оленевод, оленёнок, олежка, мох, чум, копыта…
Проводятся словесные игры: «Закончи предложение», «Отгадай по описанию».
Игра «Фотоаппарат» - в течение 5 секунд демонстрируют ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: кто изображён на картинке, что делали, что устанавливали…
Составляются рассказы по картинкам или по игрушке. «Кто помогает ненецкому народу» - дети рассказывают про северного оленя. Подбирают прилагательные: сильный, выносливый, добрый, красивый…
Игра: «Помоги переехать» - рассказ о том, зачем люди переезжают с одного места на другое, что делают при переезде, как укладывают свое жилище.
«Расскажи, чем занимается ненецкий народ» - дети рассказывают о промыслах: рыболовство, охота, оленеводство. Рассказывают о том, что делают на охоте, во время рыбной ловли, как пасут оленей.
Во время знакомства с национальным костюмом, проговариваем из чего делают одежду и почему.
У ненецкого народа праздников немного. Они празднуют день оленевода и день рыбака (закрепляем знания детей, кто такие оленеводы и рыбаки, чем они занимаются)
Предлагаем детям узнать, что готовят люди, которые живут на Севере. Эти края богаты рыбой и мясом, там растут полезные ягоды: морошка, клюква, брусника, голубика.
Играем в словесные игры: «Опиши ягоду, а ты найди», «Найди отличия».
Проговариваем, как называется варенье из ягод: морошковое, клюквенное, брусничное.
Для закрепления играем в игру: «Четвёртый лишний».
Рассказываем, что мясо просто замораживают и потом стругают очень тонко, посыпают солью и едят…называется такое блюдо – струганина.
В гости к детям приходит этническая кукла и приносит узоры для ненецкого наряда. Дети рассматривают элементы, проговаривают, что похожи они на снежинки, оленей, травку.
Национальные игры так же очень интересны детям, а ненецкие игры воспитывают выносливость, ловкость, силу… Детям очень нравились такие игры: «Перетягивание палки», «Прыжки через нарты» (сани). Детям старшего возраста предлагается стрельба из лука.
Охотнее всего дети знакомятся с национальными сказками. Каждый народ в своих сказках знакомит детей с нравственными правилами, о различных отношениях к людям, об окружающей природе, о хозяйстве и промыслах.