Александра Петченко
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.
Цель: Обобщить теоретические и практические знания по обогащению словаря в раннем возрасте.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным, нужно уделять большое внимание развитию речи малыша. Именно в раннем возрасте наиболее благоприятная среда для закладывания основ грамотной, четкой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны :
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее, прилагательными (признаки предметов – величина, цвет, глаголами (спит, сидит, лежит, предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведро красное и синее, по размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными (киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе (мяч - мячи, предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости).
Особое место занимают игры с куклой, которые провожу в определенной последовательности: «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».
Кукла участвует на занятиях и приходит в свободное время, катаем ее на машине, строим дом, присутствует при приеме пищи.
Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Во время обеда читаю потешку для тех, кто плохо кушает:
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
При умывании закрепляются слова: холодная, теплая, льется. При укладывании спать пою детям колыбельные, на прогулке часто поем «Ладушки, ладушки…», «Вышла курочка гулять» и т. д. Дети начинают петь песенки не только выученные в группе, но и домашний репертуар.
При одевании на прогулку закрепляю названия одежды и её цвет.
Так же важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.
В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Сенсорное развитие – это большой источник обогащения словаря.
Оформила уголок сенсорики, использую игры: «Лото», «Парные картинки», «Больше-меньше», «Цветочная поляна», «Пирамидка», «Вкладыши» и т. д.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я объясняю родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Я знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук :
• «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,
• «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребё нка:
• «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,
• «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.