Получи документы

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста

Александра Петченко
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Цель: Обобщить теоретические и практические знания по обогащению словаря в раннем возрасте.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности :

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

Публикация «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным, нужно уделять большое внимание развитию речи малыша. Именно в раннем возрасте наиболее благоприятная среда для закладывания основ грамотной, четкой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны :

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее, прилагательными (признаки предметов – величина, цвет, глаголами (спит, сидит, лежит, предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведро красное и синее, по размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными (киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе (мяч - мячи, предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости).

Особое место занимают игры с куклой, которые провожу в определенной последовательности: «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».

Кукла участвует на занятиях и приходит в свободное время, катаем ее на машине, строим дом, присутствует при приеме пищи.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Во время обеда читаю потешку для тех, кто плохо кушает:

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

При умывании закрепляются слова: холодная, теплая, льется. При укладывании спать пою детям колыбельные, на прогулке часто поем «Ладушки, ладушки…», «Вышла курочка гулять» и т. д. Дети начинают петь песенки не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

При одевании на прогулку закрепляю названия одежды и её цвет.

Так же важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Сенсорное развитие – это большой источник обогащения словаря.

Оформила уголок сенсорики, использую игры: «Лото», «Парные картинки», «Больше-меньше», «Цветочная поляна», «Пирамидка», «Вкладыши» и т. д.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я объясняю родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Я знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук :

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребё нка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы и основное средство общения с окружающими миром. Ухудшение состояния здоровья.

Влияние артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ,.

Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-картПознавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт Подготовила: Воспитатель I категории МКДОУ № 20 г. Аши И. С. Янгуатова Актуальность: С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог.

Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2.«Истоки способностей.

Познавательно-речевое развитие НОД «Что за прелесть эти сказки» для детей 6–7 лет Цель: познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать желание читать их, понимать глубокий смысл;.

Речевое развитие детей раннего возраста от 1 до 2 летРечевое развитие детей раннего возраста от 1 до 2 лет Уважаемые коллеги! На данный момент в моей группе проходит адаптационный период у детишек. И каждый день я стараюсь разнообразить пребывание.

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС  Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи.

Речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста во всех видах деятельности по ФГОС Основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;.

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Тезисы из опыта работы «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт»Тезисы из опыта работы «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт» Воспитатель: Янгуатова И. С. В процессе работы над «умными картами» у детей формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 21:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Петченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД