Елена Володина
Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение
Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
2015г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы уже не раз говорили, что основной наш документ – это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155).
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДО
Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредствам:
• расширения возможностей личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
• обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
• приобщение детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
• реализация вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
• соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Поговорим о основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Нормативно – правовая база
ООП ДО разработана в соответствии:
с международными правовыми актами:
• Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
• Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
Законами РФ и документами Правительства РФ:
• ст. 30 Конституция РФ ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
• «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);
Документами Федеральных служб:
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
Нормативно-правовыми документами Минобразования России:
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель Основной Общеобразовательной Программы :
• Создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
направления:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно – эстетическое развитие
• физическое развитие
ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования).
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого – педагогические условия, требования к развивающей предметно – пространственной среде; кадровые условия и финансовые условия).
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
• социально – коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• двигательная;
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно – исследовательская;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• элементарной трудовой деятельности;
• конструирование из различных материалов;
• изобразительной;
• музыкальной.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС ДО
Основная цель – развитие познавательных интересов и ознавательных способностей детей
Задачи познавательного развития
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ВКЛЮЧАЕТ:
• Формирование элементарных математических представлений
• Развитие познавательно – исследовательской деятельности
• Ознакомление с предметным окружением
• Ознакомление с социальным миром
• Ознакомление с миром природы
ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ - ИГРА
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” (В. А. Сухомлинский)
Игры с логическими блоками Дьенеша
Игры с палочками Кюизенера
Игры с кубиками Никитина
ВЫВОД:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.