Ольга Силкина
Интеллектуальное развитие дошкольников в аспекте требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Силкина О. И., воспитатель
ГБДОУ детский сад Центрального района «Радуга»
Санкт -Петербурга
Интеллектуальное развитие дошкольников :
аспект требований ФГОС
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников в аспекте требований ФГОС» размещена в разделах
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:
• развитие речи и речевого общения;
• развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
• развитие логического мышления (классификация, соотношение);
• формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
• формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
• знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
• воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Один из способов развития интеллекта - использование развивающих игр.
В младшем дошкольном возрасте используются игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики :
Игры Монтессори (Рамки и вкладыши, "Почини коврик", "Блоки Дьенеша", "Помоги бабочке найти цветочек"
В среднем дошкольном возрасте игры усложняются, к сенсорным эталонам добавляются игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей к анализу и синтезу :
"Сложи узор" (кубики Никитина, "Блоки Дьенеша", " Цветные Палочки Кюизенера", "Танграмм"
В старшем дошкольном возрасте используются игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:
"Волшебный квадрат" Воскобовича, "Игровизор", "Сложи квадрат", "Сложи круг",
"Геоконт", "Танграмм", " Цветные Палочки Кюизенера", "Соты Кайе", "Блоки Дьенеша"
Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область "Познавательное развитие" является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО : "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное", "Художественно-эстетическое" развитие.
Условия для развития интеллекта :
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
• Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников :
1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещение с детьми цирка, кукольного театра, музеев, стадиона, рыбалки, гостей;
6. Расширение круга общения детей;
7. Общение с малышом на равных, как с взрослым человеком;
8. Соблюдение следующих условий: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддержка и привитие малышу любви к чтению;
Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.