Ирина Янгуатова
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт
Подготовила:
Воспитатель I категории
МКДОУ № 20 г. Аши
И. С. Янгуатова
Актуальность:
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективны в работе.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством интеллект-карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет нас задумываться над тем, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.
Роль педагога заключается в умении создать такую образовательную среду, которая поможет ребенку познавать мир в ходе практической деятельности, и научит анализировать полученные факты, систематизировать представления, что невозможно при недостаточной сформированности речи. Ведь известно, что речь всегда идет за познанием.
Поэтому возникает необходимость поиска новых средств, технологий, применение которых будет способствовать развитию как речевых, так и познавательных способностей детей.
Такой новой формой работы в познавательно-речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт.
Интеллектуальная карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме, это уникальный и простой метод запоминания информации.
Это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Теоритический аспект. Автор данного метода Тони Бьюзен британский психолог. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга.
Метод интеллектуальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Метод адаптирован для работы с дошкольниками кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи у детей.
Метод интеллект-карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Интеллектуальная карта это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей. Этот метод помогает воспринимать образовательный процесс как единое целое. Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).
Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект-карту способны дети с разными возможностями. Интеллект-карта универсальна в
применении,доступна для детского восприятия. Ее можно применять в НОД, в совместной деятельности воспитателя и ребенка, в самостоятельной деятельности, например как алгоритм к игре. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению в работе и большогоколичества материала.
Интеллект-карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать, выбирают способ работы (рисунок, коллаж и т. п., формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде,
договариваться.
Методика составления карты:
На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение, а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.
Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Свойства интеллект-карты :
• наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Практическое применение
Ознакомившись с методикой Тони Бьюзена, я решила ее использовать в своей работе сдетьми, с целью познавательно-речевого развития детей, ведь речь развивается только через познание окружающего. Педагогическая диагностика интегративных качеств, которая проходит в начале учебного года, в сентябре 2018г. показала следующие результаты:
Работаю по этой методики полтора года, начала с октября 2018г., когда мои дети перешли в старшую группу.
Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. Я принесла бумагу формата А3, сказав, детям, что это подарок от Умной Совы и в процессе заполнения листа дети сами назвали ее «умная карта». Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «умной картой» и создавать ее самим.
Создание интеллект-карты требует соблюдения некоторых правил, которые мы с детьми постепенно сформулировали и выучили:
•Главная идея-в центре,
•Веток –от 3 до 7 (каждая ветка имеет свой цвет,
•Используем цветные карандаши, фломастеры,
•Используем различные рисунки, символы.
В ходе реализации образовательной программы дошкольного образования мною создана предметно-развивающая среда. В группе имеются центры активности: познавательно-исследовательский, речевой, художественно-эстетический и т. д.
Содержание центров меняется в зависимости от тематики недели, сезонности, интересов и потребностей детей. Вместе с детьми мы составляем интеллект-карту –«умную карту» по тематике недели, для
детей это ориентир, настраивающий их на поиск новых знаний. А нам в
воспитателям, картапомогает предусмотреть смену материала
для экспериментирования, творчества, игры и другой детской деятельности. В эту работу включаются родители группы. Для них была проведена консультация «Что такое «умная карта?» Многие из них оценили полезность интеллект-картыдля собственного развития и интеллектуального развития детей и составляют такие карты дома.
Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого. Мы с ребятами составили «умные карты» почти по всем тематическим неделям, нравиться им составлять карты и в процессе исследования какого-то вопроса или процесса ( например:«Откуда хлеб пришел», «Какие бывают медведи» и т. д., а потом составляют рассказ, но уже самостоятельно, сами исправляют и дополняют друг друга.
Такие карты легко поддаются расширению и модернизации. По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Метод интеллект-карт позволяет развить не только связную речь, пополнить словарный запас и лексико-грамматическую структуру речи, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические действия: – умение анализировать и синтезировать; – обобщать; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить логические цепочки рассуждений; – доказывать; – выдвигать гипотезы и прогнозировать; – творческие способности; – воображение.
Свой опыт я представила коллегам внутри детского сада, выступила с докладом на педагогическом совете, педагоги заинтересовались методом, затем я провела консультацию для них. Интеллект-карты, которые мы с детьми изготовили, используют в своей работе воспитатели нашего ДОУ.
Некоторые материалы по данной теме представлены на моем сайте на Маам. ру.
В результате систематического использования метода интеллект-карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект-карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствуются
коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей
формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.
Результаты педагогической диагностики январь 2019г.
Я надеюсь, что мой педагогический опыт будет полезен коллегам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям дошкольников.