Юлия Тураходжаева
Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
Автор: Тураходжаева Юлия Валерьевна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 325.
В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
Публикация «Консультация „Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций, Нужно ли?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Однажды я задумалась, что проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с ее полом может являеться актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль а браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Наблюдая за детьми в детском саду, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, ведут себя агрессивно. Мальчики же, наоборот, не все умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Сразу приходит мысль: надо исправлять ситуацию! Но, как это сделать? Изучив эту проблему более тщательно, особенно привлекло внимание учебно-методическое пособие Н. Е. Татаринцевой, стало ясно, что неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества (сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре, быте, традициях и обычаях.
Народные традиции представляют богатейшую возможность для формирования у детей полоролевых ориентаций и ценностей. Процесс полоролевого воспитания на основе традиционной культуры нужно начинать как можно раньше, с первой ступени системы образования и воспитания – с дошкольного детства, так как в этом возрасте происходит интенсивное накопление полоролевого опыта, и имеются возможности использования потенциала народной культуры.
Я считаю, что проведение полоролевого воспитания дошкольников на основе народных традиций в детском саду может обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильно понять ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
В связи с этим, нашей целью встает создание образовательного пространства в детском учреждении, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами мужского и женского мира, сохраненными в культуре и переданными нам культурой, способствующими самореализации богатства внутреннего мира ребенка, его женского (мужского) своеобразия, знакомство детей с традициями своего народа. А также формирование у воспитанников полоролевого опыта, ценностей и способов полоролевого поведения на основе народных традиций.
Известно, что, для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо также объединить усилия педагога и родителей. Ведь особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили ему родители. Интернет и телевидение создают смешение культур, в котором порою трудно разобраться и детям и родителям. Доступность для детей информации, которая зачастую не может ими правильно восприниматься. Наличие трудных семей, проблемы во взаимоотношениях между родителями, сверхзанятость родителей работой и интернетом. Все эти проблемы оказывают влияние на общение детей в детском саду.
Так вот, механизмом полоролевого воспитания выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы и формы.
Средствами являются:
- народные игры,
- сказки (например, чтение татарской народной сказки «Падчерица», «Мальчик-богатырь», русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица» и др.);
- пословицы;
- поговорки;
- материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки).
В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения.
Методами выступают:
- познавательно-развивающие этические беседы (например, «Мужские и женские обязанности по дому, «Семейные традиции вчера и сегодня», «Кто может служить в армии» и др.);
- специально организованные проблемные ситуации (например, «У стола сломалась ножка. Что делать?», «На рубашке оторвалась пуговица. Как быть?»);
- игровые и реальные диалоги (например, «Что бы в этой ситуации сделал мужчина (женщина?», «За что мы любим мальчиков?»);
- игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые (например, «Хозяюшка (хозяин) в доме», «Мы охотники», «Военная база», «Мама укладывает дочку спать»);
- драматизации, с элементами ритуалов (например, по татарской народной сказке «Бай и работник»);
- сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы (например, игровая ситуация «Приберем избу к празднику»);
- состязательные игры конкурсы, турниры-викторины (например, «Сабантуй», «Быстрее, пожар!»).
Форма организации:
- игровая деятельность;
- познавательная;
- рефлексивная;
- экспериментальная;
- проблемно-поисковая и др.
Опыт показал, что специально организованные занятия с детьми по данной теме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Чем более разнообразны формы и приемы работы, тем успешнее будет овладение детьми культурой взаимоотношений полов, правильного понимания роли мужчины и женщины в обществе.
И отвечая на наш вопрос: нужно ли? Конечно да! Так как, именно таким путем, вовлекая детей в различные виды деятельности, можно вызвать в них эмоциональный отклик, повысить культуру общения между мальчиками и девочками, обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях. Дети постепенно научатся правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Еще хочется отметить, что театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности и очень нравится детям. У них есть возможность побывать в роли рыцаря или принцессы, мальчику почувствовать себя сильным богатырем, а девочке заботливой мамой или хозяйкой. Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. В сказках ребенку открывается «идеальный» тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно-историческую природу.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет: о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада; об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности.