МААМ-картинки

Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Юлия Тураходжаева
Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Автор: Тураходжаева Юлия Валерьевна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 325.

В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Публикация «Консультация „Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций, Нужно ли?“» размещена в разделах

Однажды я задумалась, что проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с ее полом может являеться актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль а браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Наблюдая за детьми в детском саду, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, ведут себя агрессивно. Мальчики же, наоборот, не все умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Сразу приходит мысль: надо исправлять ситуацию! Но, как это сделать? Изучив эту проблему более тщательно, особенно привлекло внимание учебно-методическое пособие Н. Е. Татаринцевой, стало ясно, что неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества (сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре, быте, традициях и обычаях.

Народные традиции представляют богатейшую возможность для формирования у детей полоролевых ориентаций и ценностей. Процесс полоролевого воспитания на основе традиционной культуры нужно начинать как можно раньше, с первой ступени системы образования и воспитания – с дошкольного детства, так как в этом возрасте происходит интенсивное накопление полоролевого опыта, и имеются возможности использования потенциала народной культуры.

Я считаю, что проведение полоролевого воспитания дошкольников на основе народных традиций в детском саду может обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильно понять ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

В связи с этим, нашей целью встает создание образовательного пространства в детском учреждении, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами мужского и женского мира, сохраненными в культуре и переданными нам культурой, способствующими самореализации богатства внутреннего мира ребенка, его женского (мужского) своеобразия, знакомство детей с традициями своего народа. А также формирование у воспитанников полоролевого опыта, ценностей и способов полоролевого поведения на основе народных традиций.

Известно, что, для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо также объединить усилия педагога и родителей. Ведь особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили ему родители. Интернет и телевидение создают смешение культур, в котором порою трудно разобраться и детям и родителям. Доступность для детей информации, которая зачастую не может ими правильно восприниматься. Наличие трудных семей, проблемы во взаимоотношениях между родителями, сверхзанятость родителей работой и интернетом. Все эти проблемы оказывают влияние на общение детей в детском саду.

Так вот, механизмом полоролевого воспитания выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы и формы.

Средствами являются:

- народные игры,

- сказки (например, чтение татарской народной сказки «Падчерица», «Мальчик-богатырь», русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица» и др.);

- пословицы;

- поговорки;

- материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки).

В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения.

Методами выступают:

- познавательно-развивающие этические беседы (например, «Мужские и женские обязанности по дому, «Семейные традиции вчера и сегодня», «Кто может служить в армии» и др.);

- специально организованные проблемные ситуации (например, «У стола сломалась ножка. Что делать?», «На рубашке оторвалась пуговица. Как быть?»);

- игровые и реальные диалоги (например, «Что бы в этой ситуации сделал мужчина (женщина?», «За что мы любим мальчиков?»);

- игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые (например, «Хозяюшка (хозяин) в доме», «Мы охотники», «Военная база», «Мама укладывает дочку спать»);

- драматизации, с элементами ритуалов (например, по татарской народной сказке «Бай и работник»);

- сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы (например, игровая ситуация «Приберем избу к празднику»);

- состязательные игры конкурсы, турниры-викторины (например, «Сабантуй», «Быстрее, пожар!»).

Форма организации:

- игровая деятельность;

- познавательная;

- рефлексивная;

- экспериментальная;

- проблемно-поисковая и др.

Опыт показал, что специально организованные занятия с детьми по данной теме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Чем более разнообразны формы и приемы работы, тем успешнее будет овладение детьми культурой взаимоотношений полов, правильного понимания роли мужчины и женщины в обществе.

И отвечая на наш вопрос: нужно ли? Конечно да! Так как, именно таким путем, вовлекая детей в различные виды деятельности, можно вызвать в них эмоциональный отклик, повысить культуру общения между мальчиками и девочками, обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях. Дети постепенно научатся правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Еще хочется отметить, что театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности и очень нравится детям. У них есть возможность побывать в роли рыцаря или принцессы, мальчику почувствовать себя сильным богатырем, а девочке заботливой мамой или хозяйкой. Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. В сказках ребенку открывается «идеальный» тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно-историческую природу.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет: о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада; об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности.

Публикации по теме:

Возрождение традиций. Зачем нужно ГТО дошкольникам? «Возрождение традиций. Зачем нужно ГТО дошкольникам?» Движение - это жизнь. Дошкольный период яркое тому подтверждение. С физической точки.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СВОЕГО НАРОДА Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Подготовили: Казакова В. З., Григоренко С. В. Цель: Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей.

Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций» ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ Ребёнок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой.

Консультация для педагогов «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций» Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым.

Консультация «Нужно ли духовно-нравственное воспитание нашим детям?» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок» Проект: долгосрочный – 1год, творческий Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка», п. Матвеев Курган Ростовской области. В современной социокультурной ситуации большое значение.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
Опубликовано: 17 января 2019 в 08:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тураходжаева (УИ 331097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД