Татьяна Ремезова
Консультация для педагогов «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым
«…так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны» (В. А. Сухомлинский)
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё». (К. Д Ушинский)
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за всё то, что в ней происходит. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В период от 3-7 лет у детей происходит лишь накопление впечатлений, знаний, отношений к окружающему, которые в дальнейшем ложатся в основу развития патриотического чувства. Впечатления детства создают основу для чувства любви к своему народу, к Родине. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес и любовь к более широкому кругу явлений.
Чувство любви к Родине надо воспитывать на фактах, доступных детям, ярких, используя наблюдения и влияние художественных образов детских книг, картин, песен и живое конкретное образное слово воспитателя.
Младшему дошкольнику 3-4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений. Воспитатель проводит наблюдения за трудом младшего воспитателя (няни, повара в детском саду, показывает их заботу о детях.
Детей 5-6 летнего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений.
Детям старшего возраста на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о других городах и сёлах России.
С целью воспитания у детей любви к Родине используются :
1) прогулки и экскурсии;
2) чтение книг;
3) рассматривание иллюстраций;
4) беседы об увиденном и прочитанном;
5) рассказы воспитателя и его объяснения;
6) ответы воспитателя на вопросы детей.
Любовь к семье – ценная черта, на ее основе легче воспитывать более сложные чувства и высокие моральные качества.
Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с раннего детства. Особое место среди них занимают колыбельные песни.
Любовь к родному городу или посёлку воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке.
Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка.
В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.
«Чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» - писал К. Д. Ушинский.
Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению.
Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя
природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.