Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа

Ольга Воронцова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа
▼ Скачать + Заказать документы

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

СВОЕГО НАРОДА

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа» размещена в разделах

С ведением ФГОС в ДОУ мы работаем по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие. Одним из важных областей в развитии ребенка является социально — коммуникативное развитие. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему, необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Проживая среди людей чувашской национальности, на сегодняшний день мы наблюдаем, что наши дети перестали общаться на своем родном языке, мы теряем ее культуру, ее быт, мы теряем свои корни. Родители по каким-то причинам перестали общаться со своими детьми на чувашском языке, предпочитая только русский. Мол: «Зачем морочить своего ребенка двумя языками». Исходя из данной проблемы, я решила хоть каким-то образом сохранить свою национальную культуру.

Наш детский сад посещает 18 детей. Из них только трое могут говорить на чувашском языке. Еще трое ее понимают, но не говорят. Остальные не понимают совсем. Хотя все они по своим корням чуваши, кроме одной девочки.

Во всех пяти образовательных областях я стараюсь воспитывать духовно-нравственные качества ребенка. А именно стараюсь вести воспитание по средствам чувашского национального искусства.

В режимных моментах я решила разговаривать с детьми на чувашском языке с теми, кто знает и понимает язык. Потихоньку это заинтересовало и других детей. Дети стали задавать вопросы: «А что вы сказали? А как это переводиться? А как сказать по чувашски мама, папа, девочка, мальчик и т. д. При проведении музыкального занятия мы познакомились с некоторыми чувашскими песнями. Детям это опять таки понравилось. Мы выучили две-три песенки, которые они в режимных моментах поют до сих пор, устраивая театрализованную игру «Мы артисты». На занятиях рисования мы познакомились с чувашскими узорами, орнаментами, а так же с их символическими значениями, смотрели презентации, рисовали гуашью и карандашами. У моих деток загорелись глазки. Мы познакомились с историей чувашского народа, с их бытом, культурой, традицией. Особенно их глазки загорелись, когда они увидели чувашский костюм: женскую и мужскую одежду, головной убор с монетками, браслет, бусы и т. д. В этих костюмах попробовали станцевать чувашский танец. Сравнили как жили чуваши раньше и как мы живем теперь. Восхищению не было предела.

Мы провели районное методическое объединение педагогов дошкольного образования на базе нашего сада. Выбрали тему «Нравственно-патриотическое воспитание на основе национальных традиций». Я со своей стороны показала открытое занятие на тему «Знакомство с историей чувашского народа через чувашскую народную сказку «Лиса плясунья». И на это открытое занятие я поставила такие задачи:

1. Приобщение к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям, знакомство с чувашской национальной одеждой и украшениями, кухней, культурой быта. Воспитание чувства патриотизма, интереса к культуре, материальным и духовным ценностям чувашского народа.

2. Формирование любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;

3. Развитие у детей умения создавать элементы чувашского орнамента; развивать мелкую моторику рук.

4. Формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Показали фольклорную композицию полностью на чувашском языке. Работа объемная и трудоемкая, поскольку в композиции учувствовали и те дети, которые совсем не понимали языка, но они выучили слова песен, стихов, частушек, закличек. Всем деткам очень хотелось выступать. А главное выступили детки на ура.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом чувашских народов.

Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, помогает национальный фольклор: чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки, песни и танцы. Я всем этим знакомлю детей в режимных моментах. В устном народном творчестве сохранились особенные черты чувашского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. Я думаю, знакомя детей с чувашским фольклором, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развиваем социально-личностные качества, помогаем понять различные жизненные ситуации.

Через рассказы воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, ощущения происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Так же на семинар организовали музейный уголок «История культуры чувашского народа». Дети с глубоким интересом рассматривали и слушали об исторических вещах и их принадлежности.

Посещение музея, знакомство с музейными экспонатами – я считаю, одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

После посещения музейного уголка я создаю условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству.

При оценке результатов детской деятельности я подчеркиваю индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечаю, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны.

Так же участвовали в облосном чувашском конкурсе посвященный Михаилу Сеспелю, в номинации декоративно-прикладное искусство, где наши работы заняли 3 место и в номинации рисунков работа Портова Ильи заняла 2 место.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) является приоритетной задачей нашего детского сада.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год, мы - взрослые, должны вести ребенка в сказочный мир народной культуры. Я считаю, что невозможно обучение в школе чувашского языка и литературы, если мы в дошкольном возрасте не знакомим детей с историей и традициями его народа.

Знакомя дошкольников с культурой чувашского народа, следует уделять большое внимание созданию атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для чувашского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте. С их помощью ребята в течение дня интересуются историей, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента! (карточки с рисунками узоров и их смысловым значением, предметами быта чувашского народа, произведениями народного декоративного творчества; знакомятся с природными богатствами родного края, героями Самарской области и другими явлениями и знаменательными событиями в ходе существования своей малой Родины.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры - это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно,.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Храни огонь родного очага И не позарься на костры.

Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Подготовили: Казакова В. З., Григоренко С. В. Цель: Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Духовно-нравственное воспитание подрастающего.

Консультация для родителей «Воспитание дошкольников на основе традиций и обрядов русского народа» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ На тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций и обрядов русского народа» Сегодня мы на многое начинаем.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа
Опубликовано: 23 августа 2018 в 09:55
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД