Казакова Валентина
Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год
Подготовили: Казакова В. З., Григоренко С. В.
Цель:
Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной культуре.
Задачи:
Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями родных и близких.
- Воспитание взаимоуважения и взаимоответственности всех членов семьи.
Публикация «Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год „Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русские народные традиции и обычаи
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
- Укрепление семейных отношений посредством участия взрослых и детей в календарно-обрядовых праздниках, кружковой работе.
- Стабилизация партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ.
- Создание совместных творческих работ взрослых и детей. (выставки, изготовление игрушек, поделок, предметов быта, костюмов)
Всегда останется актуальной проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В нашей работе с детьми дошкольного возраста мы убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные- в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. В старшем возрасте происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, частушками которые называют жемчужиной народного творчества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Исходя, из актуальности этого направления мы взяли тему по самообразованию и кружковой работе с родителями «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа».
Проработав, над этой темой 2015-2018 учебный год мы выяснили, что в дошкольном возрасте народные традиции по прежнему остаются основной содержательной формой приобщения детей и родителей к окружающему миру.
На протяжении этого года пополнили библиотеку книгами о районе и их достопримечательностях. Подготовили беседу объяснений о значении старинных слов, их происхождений, оформили в группе уголок «Моя Родина – Россия», совместно с родителями оформили осеннюю выставку. Для родителей провели консультацию «Народные праздники», а для детей развлечение «Игры наших бабушек».
Очень интересно прошел круглый стол «Семейные традиции празднования Нового года». Родители рассказали о существующих традициях в их семьях, о традициях существующих в семьях бабушек и дедушек.
Проводили праздник «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица». Развлечение «Пасхальные радости», где познакомили детей с традициями празднования Пасхи.
Провели итоговое мероприятие «Эй, народ собирайся, на ярмарку отправляйся», где дети закрепили знания о русских народных традициях, русских костюмах, о ярмарке.
В течении года выполнялись рисунки по мотивам народных росписей, в конце года была оформлена выставка детских работ.
А русская народная сказка? Ведь с ее помощью ребенок может разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дошкольники получают информацию о морали и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них заложены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине.
Продолжали знакомить детей с пословицами, поговорками, закличками, считалками, прибаутками, приметами, загадками.
Проводилась беседа с использованием народных пословиц «Материнская молитва со дна моря вынимает». Заучивание закличек «Жаворонки, прилетите!».
Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, Бума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Была создана картотека русских народных подвижных игр.
Мы считаем, что поставленные задачи решены, перспективами деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре. Нам удалось определить наиболее важные направления в работе по приобщению детей к традиционной народной культуре.
Мы считаем, что с поставленной задачей справились. Связь между семьёй и детским садом укреплена.
Процесс формирования личности будет плодотворнее и результативнее, если семья, ДОУ и другие социальные институты объединят свои усилия по приобщению дошкольников к национальной культуре. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.