Алина Геннадьевна Губкина
Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
▼ Скачать + Заказать документы
Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка»,
п. Матвеев Курган Ростовской области.
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре родного края. Мы убеждены, что в содержании образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Публикация «Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Поэтому в нашем детском саду, на протяжении последних 10 лет, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель - воспитание патриотических качеств и нравственных ценностей дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям и природных особенностей Донского края.
Патриотическое воспитание в нашем дошкольном образовательном учреждении основывается на использовании содержания регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края и ставит следующие задачи работы с детьми:
Познавательные:
• обогатить представления детей о жизни, быте и культуре людей, населяющих Донской край и п. М-Курган;
• познакомить с историческими событиями и личностями, оказавшими влияние на развитие Донского края;
• познакомить с особенностями природы Донского края;
Воспитательные :
• стимулировать эмоциональный отклик (сочувствие, сопереживание, сострадание, гордость) к событиям и судьбам людей в истории Донского края;
• расширить и обогатить познавательный интерес, любознательность как качества личности;
• формировать ценностное отношение к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;
• воспитывать личностную культуру, патриотические качества и побуждения.
Развивающие:
• развивать интеллектуально-творческие способности детей;
• совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, эмоциональность, колорит;
• развивать мышление и воображение;
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Цель работы с педагогами: создание научно-методических условий, способствующих повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно - исторических традиций Донского края.
Задачи работы с педагогами:
• изучить концепцию духовно – нравственного воспитания дошкольников;
• изучить опыт работы образовательных учреждений Ростовской области по проблеме;
• разработать перспективно-тематические планы работы с детьми по всем направлениям деятельности (физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное);
• обогатить предметно-развивающую среду посредством включения предметов быта и культуры;
• создать банк методических разработок, диагностик, анкет, тестов, дидактического материала.
Условия организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края.
(предметно-пространственная среда по этому направлению)
В нашем детском саду функционирует этнографический музей «Горница», где воспитанники знакомятся с жизнью, бытом и культурой своего народа, проводятся досуги и праздники.
Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
В старшей дошкольной группе имеется уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного поселка; альбомы с фотографиями поселка Матвеев Курган и столицы области города Ростова – на - Дону. Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, Семикаракорский фарфор, народные игрушки, предметы быта, куклы в национальных русских и донских костюмах.
Собрана мини библиотека, в которой представлены энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории, фотографии, репродукции картин Донских художников, иллюстрации, видео - аудиоматериал по казачеству.
Содержание реализации патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края осуществляется на основе авторской Программы «Природа Донского края и я», программы Р. М. Чумичевой «Родники Дона» и перспективно-тематического плана.
Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими.