Старкова Екатерина
Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ
Ребёнок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой
накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно, что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе. В учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры, причём процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.
Публикация «Из опыта работы „Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с дошкольного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества.
В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций.
Мордовские традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений – воспитание дошкольников средствами мордовской культуры. О значении воспитания говорят мордовские пословицы : «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить», «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребёнком нужен глаз да глаз», «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет», «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь», «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).
Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание. Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства «Кудо эйкакш марто – уцяскав
кудо» («Дом с детьми – счастливый дом», «Вейке эйде, теке вейке сельме» («Один ребёнок, что единственный глаз»).
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях ведётся значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора) ; с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.
Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды.
Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И ещё одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции — не руководитель, а партнер детей по игре. Главное — пробудить у ребенка первоначальный интерес, тем самым открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.
Организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми может осуществляться в различных формах:
- в форме игротеки;
- в форме игровой перемены;
- в форме прогулки;
- в форме праздника.
Особый интерес для дошкольников представляют сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом, – зимние, весенние, летние. Например, праздник «Масленица», летний праздник «Троица» или праздник «Березки». Такой подход даёт возможность обогащать игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времён года.
Праздник «Масленица».