Приложение МААМ

Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций» (1 фото)

Старкова Екатерина
Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ

Ребёнок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой

накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно, что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе. В учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры, причём процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.

Публикация «Из опыта работы „Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с дошкольного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества.

В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций.

Мордовские традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений – воспитание дошкольников средствами мордовской культуры. О значении воспитания говорят мордовские пословицы : «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить», «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребёнком нужен глаз да глаз», «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет», «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь», «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).

Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание. Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства «Кудо эйкакш марто – уцяскав

кудо» («Дом с детьми – счастливый дом», «Вейке эйде, теке вейке сельме» («Один ребёнок, что единственный глаз»).

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях ведётся значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора) ; с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.

Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды.

Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И ещё одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции — не руководитель, а партнер детей по игре. Главное — пробудить у ребенка первоначальный интерес, тем самым открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.

Организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми может осуществляться в различных формах:

- в форме игротеки;

- в форме игровой перемены;

- в форме прогулки;

- в форме праздника.

Особый интерес для дошкольников представляют сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом, – зимние, весенние, летние. Например, праздник «Масленица», летний праздник «Троица» или праздник «Березки». Такой подход даёт возможность обогащать игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времён года.

Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»

Праздник «Масленица».

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «МБДОУ № 36 комбинированного вида» Доклад из опыта работы по теме.

Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно,.

Итоги работы по самообразованию за 2017–2018 учебный год «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Подготовили: Казакова В. З., Григоренко С. В. Цель: Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей.

Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду». Я работаю над темой: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально.

Консультация для родителей «Воспитание дошкольников на основе традиций и обрядов русского народа» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ На тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций и обрядов русского народа» Сегодня мы на многое начинаем.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Сапронова Татьяна Анатольевна Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе,.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к музыкальной культуре разных народов Я очень рада вас видеть для начала я предлагаю поприветствовать друг друга тема семинара толерантность и здороваться мы с вами будем необычно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»
Опубликовано: 2 июля 2018 в 10:40
+87Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций»» (включая файлы) размещена пользователем Старкова Екатерина (УИ 164906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД