Галина Полякова
Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредствам ТРИЗ"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как основа воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Задача дошкольной образовательной организации (далее ДОО) на этапе завершения дошкольного образования состоит в создании условий, способствующих благополучному переходу детьми от игрового вида деятельности к новому для них – учебному. Для того, чтобы процесс перехода детей на новую ступень образования прошел благополучно, немаловажно учесть такой фактор, как речевая го-товность ребенка к школе.
Публикация «Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения. Нельзя не учитывать также, что устная связная речь подготавливает учащихся к овладению навыками письменной речи.
Взаимосвязь между уровнем развития связной речи ребенка на момент поступления его в первый класс школы и его дальнейшими результатами по усвоению школьной программы отмечают многие учителя начальных классов. Именно по этой причине, одним из основных показателей готовности ребенка к усвоению школьной программы является высокий уровень развития его речи.
К уровню развития связной речи выпускников детского сада предъявляются высокие требования, приведенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДОО). Так на этапе завершения дошкольного образования ребенок «…достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"]
Тем не менее, результаты многочисленных исследований показывают, что уровень развития связной речи младших школьников не является оптимальным: с каждым годом все большее число детей испытывают значительные трудности в создании устных и письменных текстов.
Тема развития связной речи старших дошкольников является на данной момент достаточно изученной. Проблемой формирования связной речи у детей занимались : М. М. Алексеева, Б. И. Яшина, О. С. Ушакова и Е. М. Струнина, Ф. Сохин, и многие другие, но, не смотря на это, у воспитателей воз-никает потребность в разработке современной методики развития связной речи детей. Это обусловлено потребностью общества в модернизации образования.
Современная педагогика ведет активный поиск путей перехода от традиционных (репродуктивных) методов обучения, в которых ребенок выступает объектом образовательных отношений. Это связано с теми, что функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Опыт современных ДОО показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Потребность государства в изменении давно сложившейся методики обучения также отражена в ФГОС ДО, где среди основных принципов дошкольного образования указано следующее: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
Теория разрешения изобретательских задач (далее ТРИЗ) - уникальная технология. Принципы ТРИЗ в работе с дошкольниками перекликаются по своему характеру и содержанию с современными принципами дошкольного образования, обозначенными ранее. ТРИЗ предполагает индивидуальный подход в работе с дошкольниками, преобразование ребенка в субъект образовательных отношений, исключение существующей ранее деятельности «по образцу». Немаловажным является здесь и принцип «свободы выбора», который предполагает самостоятельность как в принятии решений, так и в выборе своего индивидуального образовательного маршрута.