Гандибула Ольга
Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельность старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Публикация «Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Режиссерские игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.
Игра режиссерская - особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в педагогической литературе мало внимания уделено теме развития связной речи через режиссерскую игру. Дело в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны: •во-первых, она практически всегда индивидуальна; •во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается; •в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом или режиссерская игра, действующими лицами в ней выступают игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание : ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит то образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.
В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».
В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность.
Следует учитывать также, что режиссерская игра может выступать приоритетным видом для определенных категорий детей. Так, эти игры – «оазис» для детей, чьи умственные способности заметно превышают возможности их сверстников. Эти дети предпочитают именно режиссерские игры, которые предоставляют им более широкие возможности для развития сюжета, моделирования разнообразных ситуаций, творческого осмысления полученных знаний и их освоения, в то время как уровень общей игры, имеющей определенные ограничения, не удовлетворяет их запросам.
Как ни странно, режиссерская игра может стать и своеобразной «школой» при освоении и отработке определенных коммуникативных навыков. Разумеется, социально компетентный ребенок просто использует эти навыки в своей разнообразной деятельности, в том числе и в режиссерской игре. А вот ребенок, для которого общение составляет проблему, предпочтет «потренироваться» в условиях «безопасных», т. е. как раз не связанных с реальным взаимодействием, чреватым самыми разными неожиданностями. В условиях режиссерской игры, освобожденный от необходимости ориентироваться на игрового партнера, получает возможность в комфортных для себя условиях осваивать сложный пока для него мир человеческих взаимоотношений, опробывая и отрабатывая в своих сюжетах ситуации, которые он наблюдал или смоделировал сам, повышая тем самым уровень собственной социальной компетентности, причем в самых разных проявлениях.
Согласно определению, данному С. Л. Новоселовой, детская игра выступает практическим размышлением ребенка об окружающей действительности, прообразом теоретической мысли взрослого.
Режиссерская игра тесно связана с вербальным развитием дошкольника и существует преимущественно в речевой форме. Полностью поддерживая положение о том, что преимущественная форма существования режиссерской игры действительно речевая, вербальная, следует отметить, что выделенный критерий работает только при оценке игр детей раннего или младшего дошкольного возраста, а по мере формирования внутреннего плана деятельности и появления у ребенка возможности осуществлять игровые действия «в уме» этот критерий перестает быть информативным. Режиссерская игра может представлять собой взаимодействие персонажей в форме диалога. Однако, существует ряд режиссерских игр, в которых диалог не предполагается в принципе. Развернутая речевая форма у режиссерской игры бывает либо в случае, если в ней участвуют как минимум двое детей, либо если содержание этой игры намеренно озвучивается. В остальных случаях такая развернутая форма имеет тенденцию «сворачиваться», и озвучиваться могут лишь отдельные моменты игры. Элементы такого монолога можно услышать, оказавшись случайным свидетелем одиночной игры некоторых эмоциональных дошкольников, а иногда и младших школьников, особенно когда они уверенны, что за ними никто не наблюдает: ребенок то что-то бубнит, то вдруг эмоционально проговаривает отдельные фразы или целые диалоги на разные голоса. В остальных случаях такой монолог может полностью переходить в умственный план и никак не проявлять себя внешне. Кроме того, включение прямой речи в режиссерскую игру зависит от особенностей самого ребенка. В исследовании Пуховой Т. И. отмечалось, что степень использования прямой речи в игре старших дошкольников является показателем коммуникативной компетенции ребенка. Дети, наиболее активно использующие прямую речь в режиссерской игре, характеризовались как общительные, т. е. собственную активную позицию в сфере общения они переносили и на своих игровых персонажей. Соответственно «замкнутый» ребенок будет в определенной степени проецировать на своих персонажей собственные коммуникативные особенности. Также «бездиалоговыми» могут быть игры, в которых в сюжет включены не социальные, а предметные объекты в их реальном, а не сказочном функционировании.
Исходя из выше сказанного, можно увидеть, что в ходе режиссерской игры диалогов или ролевых высказываний может и не наблюдаться, они могут быть заменены пояснительными высказываниями или звукоподражанием. В некоторых случаях такая игра может быть полностью «беззвучной». Но такие игры становятся возможны у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия развития режиссерской игры :
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр являются :
• Создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых) : прячется под стол, стул. Просто необходимы: различные ширмы (готовые и сделанные своими руками – в виде занавеса, книжки-раскладушки, коробки.
Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.
• Опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?», наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, чтобы не разрушить ее.
• Умелый подбор игрового материала.
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
• Целесообразное вовлечение детей в сотворчество с педагогом.
«Я начну сказку, а ты ее продолжишь…»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.
Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребёнка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.
Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.
Методические рекомендации для воспитателей (родителей) по развитию связной речи у детей.
опосредованное руководство деятельностью ребенка;
вовлечение детей в сотворчество с педагогом;
продуманное хранение игрового материала.
у детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку, игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный, теневой театр, марионетки.
у детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.
Основная задача педагога в развитии режиссерской игры - направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.