Папки-передвижки

Об актуальности обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием

Елена Поярко
Об актуальности обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием
▼ Скачать + Заказать документы

АННОТАЦИЯ

Рассматривается проблема значимости развития грамотности у дошкольников 5-7 лет с нормальным речевым развитием. Методами исследования выступают системный, логический и сравнительный теоретический анализ, а также метод психологической диагностики. В результате проведённого исследования сделаны выводы об актуальности обучения грамоте и развития фонематического слуха, фонематического восприятия, слогового и слитного чтения, что достигается за счёт использования метода дидактических игр.

Публикация «Об актуальности обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием» размещена в разделах

ABSTRACT

Discusses the problem of literacy development’s importance in preschool children 5-7 years aged having a normal speech development. Methods of research are systemic, logic and comparative theoretical analysis and synthesis, the method of psychological diagnostics. As a result of the studies made conclusions about the relevance of literacy training and development of phonemic hearing, phonemic perception, syllabic and hearing reading, which is achieved by using the method of didactic games.

Ключевые слова: речь; речевое развитие; обучение грамоте; фонематическое восприятие; фонематический слух; слитное чтение; слоговое чтение.

Keywords :speech; speech development; literacy learning; phonemic perception; phonemic hearing; continuous reading; syllabic reading.

Подготовка к обучению грамоте является одной из базовых задач работы дошкольных учреждений. Согласно результатам недавно проведённых статистических исследований, 58% дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с нормальным речевым развитием[2, с. 19].Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – самое главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, то есть, умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.

Еще одна причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к овладению грамотой, которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения[4, с. 22-24]. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Также доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему- либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания. В основном наиболее оптимальной формой таких занятий выступают дидактические игры и упражнения[5, с. 11]. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё дошкольника определённой способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных также позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Так, подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, в связи с тем, что у пятилетнего ребёнка, как правило, особое «чутье» к языку: он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности[1, с. 25].По утверждениям М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо также начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать[3, с. 9].

В ходе профессиональной рабочей деятельности автором предложено использование комплекса специализированных дидактических игр на развитие у дошкольников 5-6 и 6-7 лет с нормальным речевым развитием навыков фонематического слуха и восприятия, а также слогового и слитного чтения. Следует отметить, что под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы (звуки) и определять звуковой состав слова, то есть, производить умственные операции по звуковому анализу. Фонематический слух, в отличие от фонематического восприятия, определяется как способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Соответственно, под слоговым чтением понимается чтение слов по слогам, а не по буквам. Слитное чтение включает в себя целостное прочтение слов и предложений [6, с. 17-18].

По мнению автора, понятие «грамотность» определяет степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. При этом может пониматься как чистое владение навыками письма, так и чистое владение навыками чтения, а также чистое владение как навыками письма, так и навыками чтения. В данном случае уровень развития грамотности будет напрямую связан с уровнем речевого развития ребёнка, и для выявления изменений в грамотности в старшей и подготовительной группах дошкольников целесообразно применять методики по измерению отдельных показателей, а также общего уровня развития речи и навыков чтения.

Перед проведением занятий по повышению грамотности было проведено диагностическое обследование уровня развития речи дошкольников по методике, предложенной автором. Методика состоит из четырёх частей (показатели развития речи) :

1. «Фонетика». Выявляются умения:

- дифференцировать пары звуков [з] - [с] ; [ш] - [ж] ; [л] - [р] ; различать твердые и мягкие звуки;

- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

2. «Словарь». Выявляются умения:

- активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

- дифференцировать общие понятия.

3. «Грамматика». Выявляются умения:

- образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

- образовывать формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

- строить сложные предложения разных типов.

4. «Техника чтения». В данной части исследуется навыки чтения дошкольников. Детям предлагается прочитать текст. В процессе выполнения обращается внимание на 2 критерия: характер и скорость чтения. По критерию «характер чтения» можно выделить следующие градации:

- чтение по буквам (1 балл);

- слоговое отрывистое чтение (2 балла);

- слоговое плавное чтение (3 балла);

- целостное чтение слов и предложений (3 балла).

По критерию «скорость чтения» даны следующие параметры:

- менее 10 полных слов в минуту – низкий уровень (1 балл);

- 10-30 полных слов в минуту – средний уровень (2 балла);

- более 30 полных слов в минуту – высокий уровень (3 балла).

Оценка по заданиям частей 1-3 даётся в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно, 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого, 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. ( Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень). Автором выбран второй вариант подсчёта. При этом каждая из частей 1-3 состоит из 5 заданий, общий балл по каждой части рассчитывается, исходя из того, какие значения баллов являются преобладающими (например, если по трём из пяти заданий получен балл 2, а по оставшимся двум – 1, в итоге ставится 2).

В ходе проведения диагностики получены следующие результаты (Табл. 1).

В ходе анализа результатов выявлено, что все средние значения показателей развития речи в группе находятся в пределах среднего уровня развития, однако лучше всего развиты фонетика и грамматика (2,41 и 2,24 балла, соответственно, самый низкий показатель у словарной части (1,88 балла). Техника чтения, в среднем, развита на 2,0 балла. В процентном соотношении также преобладает средний общий уровень развития речи (82%, при этом, доля высокого и низкого уровней невелика (12% и 6%, соответственно).

Через три месяца после начала проведения занятий было проведено повторное обследование дошкольников по этой же методике. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 1 – Сводные результаты первичного диагностического обследования в группе детей 5-6 лет (в баллах)

№ Фонетика Словарь Грамматика Техника чтения : характер Техника чтения: скорость Общий уровень

1. 1 1 2 1 1 низкий

2. 2 3 3 3 2 высокий

3. 3 2 1 2 2 средний

4. 2 2 3 2 3 средний

5. 2 3 3 2 2 средний

6. 2 1 2 2 2 средний

7. 3 2 3 2 2 средний

8. 1 2 2 1 2 средний

9. 2 2 3 1 2 средний

10. 2 2 2 2 2 средний

11. 1 2 2 2 2 средний

12. 2 1 2 2 2 средний

13. 3 1 3 2 2 средний

14. 3 2 2 3 3 высокий

15. 2 2 2 2 1 средний

16. 3 1 1 2 2 средний

17. 2 3 2 3 2 средний

В ходе рассмотрения результатов повторной диагностики можно утверждать, что показатели речевого развития по фонетике и грамматике находятся уже в пределах высокого уровня развития (по 2,64 балла). Остальные значения показателей лежат в зоне среднего уровня развития, причём, техника чтенияпо критерию «скорость чтения» оказывается развитой хуже всего (2.29 балла). Техника чтения по критерию «характер чтения» и словарная часть развиты чуть лучше (по 2,41 балла). В процентном соотношении, по сравнению с результатами первичной диагностики, не выявлено значений общего низкого уровня речевого развития (0%, а также преобладает высокий общий уровень развития речи (53%, доля среднего общего уровня составляет 47%.

Таблица 2 – Сводные результаты повторного диагностического обследования в группе детей 5-6 лет (в баллах)

№ Фонетика Словарь Грамматика Техника чтения : характер Техника чтения: скорость Общий уровень

1. 2 2 2 1 2 средний

2. 3 3 3 3 2 высокий

3. 3 2 2 3 2 средний

4. 2 3 3 2 3 высокий

5. 3 3 3 3 2 высокий

6. 2 2 3 2 2 средний

7. 3 3 3 2 2 высокий

8. 2 2 2 2 2 средний

9. 3 2 3 2 2 средний

10. 3 2 3 2 3 высокий

11. 2 2 3 3 2 средний

12. 3 2 3 2 2 средний

13. 3 2 3 3 2 высокий

14. 3 3 2 3 3 высокий

15. 2 3 3 2 2 средний

16. 3 2 2 3 3 высокий

17. 3 3 2 3 3 высокий

Следует отметить, что в обследуемой группе на момент проведения как первичной, так и повторной диагностики возраст всех детей составлял 5-6 лет.

Таблица 3 – Сравнительная таблица результатов первичного и повторного диагностического обследования в группе детей 5-6 лет (в баллах)

Фонетика Словарь Грамматика Техника чтения : характер Техника чтения: скорость

Первичная диагностика 2,41 1,88 2,24 2,0 2,0

Вторичная диагностика 2,64 2,41 2,64 2,41 2,29

Изменения значений показателей +0,23 +0,53 +0,4 +0,41 +0,29

По таблице 3 видно, что в ходе занятий показатели развития речи, измеряемые авторской методикой, изменились в количественном значении. Так, регистрируется повышение всех показателей речевого развития по сравнению с моментом первичной диагностики, при этом, сильнее всего улучшилась словарная часть (+0,53 балла, техника чтения по критерию «характер чтения» (+0,41 балла) и грамматика (+0,4 балла). Техника чтения по критерию «скорость чтения» и фонетика улучшились не столь значительно (+0,29 и +0,23 балла, соответственно).

Таблица 4 – Сравнительная таблица результатов первичного и повторного диагностического обследования общего уровня речевого развития в группе детей 5-6 лет (в процентах)

Общий уровень развития речи

Низкий Средний Высокий

Первичная диагностика 0,82 0,06 0,12

Вторичная диагностика 0,47 0,00 0,53

Изменения значений показателя -0,35 -0,06 +0,41

Также в процентном соотношении отмечается значительное повышение высокого (+41%) и понижение среднего (-35%) общего уровня развития речи при полном исчезновении показателей низкого уровня развития после проведения занятий в группе (Табл. 4).

Таким образом, в ходе исследования важности обучения грамоте у дошкольников 5-7 лет можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр повышает как показатели развития речи (фонетика, словарь, грамматика и техника чтения, так и способствует увеличению общего уровня развития речи. Выявлено, что данные показатели речевого развития напрямую коррелируют с грамотностью. То есть, применение дидактических игр и упражнений является одним из базовых способов обучения дошкольников грамоте, что выступает крайне актуальной задачей обучения и развития в данном возрастном периоде.

Библиографический список

1. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.

2. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа/ Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 c.

3. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 160 c.

4. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.

5. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – М: АСТ, 2012. - 208 c.

6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспект занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

Публикации по теме:

Игры-упражнения для успешного обучения грамоте Тема: «Игры-упражнения для успешного обучения грамоте» Подготовила: воспитатель Панова С. Л Слайд Актуальность. В настоящее время проблема.

Об актуальности нравственно-патриотического воспитания на современном этапе Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими».

Консультация «Эффективные приемы обучения дошкольников грамоте» МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида» Консультация на тему: «Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников с ОНР».

Использование занимательных игр и упражнений для обучения дошкольников грамоте Каждый поступающий в школу ребёнок должен хорошо овладеть грамотой. Правильное и достаточно беглое чтение, как и грамотное письмо, являются.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Е. Чарушин» Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Конспект урока обучения грамоте 1 класс (послебукварный период) Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Цель: познакомить.

Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием Своеобразие и особенности социализации детей с ОВЗ. Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную.

Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников 1.1. Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Звуки [т] [т, ]. Буквы Т т» МОУ Сергиевская СОШ учитель начальных классов Хэкало Алла Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: звуки [т] [т,]. Буквы.

Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе Урок обучения грамоте 1 класс Тема урока: Гласные буквы Ё, ё. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Образовательные: Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об актуальности обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием
Опубликовано: 12 августа 2019 в 23:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Об актуальности обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием» (включая файлы) размещена пользователем Елена Поярко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД