Светлана Соболева
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс
Учитель: Соболева Светлана Николаевна
Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г»
№ п/п Этапы работы Содержание этапа
1
2
3
4
5
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Открытие нового учебного материала
Закрепление учебного материала
Рефлексия
Публикация «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе „Изучаем букву Г, г“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу.
Методы: словесные.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!
- Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.
- Мы готовы начать работу? Хорошо.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об изученных ранее буквах для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать организации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- повторить сведения об изученных ранее буквах;
- повторить чтение с изученными буквами;
- организовать работу по созданию проблемной ситуации для подведения к теме урока.
Методы: словесные, побуждающий от проблемной ситуации диалог;
методы стимулирования: похвала.
- Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города «Алфавитинска». Слайд 2
Откроем тайну новой буквы. Будем учиться читать с ней слова. Узнаем много интересного о грибах. А для этого мы совершим путешествие.
- Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.
«Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок» (паровозик) Слайд 3
- Но, чтобы отправиться в путь, надо прицепить вагончики. Для этого прочитаем слова на них (бор, волна, лапа, фара, малина) Слайд 4
- Как вы думаете, куда приглашает нас паровозик? (в лес)
Итак, в путь!
- Вот мы и в лесу. Нас встречает его хозяин – лесовичок. Слайд 5
Он просит выполнить его задания.
1) Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного.)
- О букве и? (и – показатель мягкости согласного звука.)
Чем отличается звук от буквы? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим)
2) Еще лесовичок просит прочитать слова.
Чтение «цепочкой». Слайд 6
рыба липа баран
бобы полы повар
фирма волна ворона
лапы ливни гора
Дети. Последнее слово прочитать не можем.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо читали, но в последнем слове есть пока незнакомая нам буква.
-Далеко-далеко за горами раскинулась прекрасная страна - Букволандия. И жили в ней дружно чудесные жители - Буквы. Но однажды произошел страшный случай – потерялась одна жительница этой страны. Гуляя по страницам любимых книг, буква оказалась в сказочном лесу. Лес был настолько великолепен, что она забыла об осторожности. А в это время ее приметил злой волшебник. Буква ему очень понравилась, и он решил заколдовать ее, чтобы оставить в лесном царстве, лишив ее памяти о себе.
- Ребята, поможем букве вспомнить все о себе и вернуться к своим жителям в страну Букволандия?
Постановка учебной задачи
Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цель урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать значимость умения читать.
- А вот что нового вы сегодня узнаете, и какова тема нашего урока попробуйте догадаться сами.
- Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г»
- Чему мы будем учиться на уроке?
(Сегодня мы познакомимся со звуками [ г], [ г’], новой буквой, которая их обозначает, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.)
- Для чего нам нужно изучить новую букву?
Открытие новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи и составить план действий.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осуществлять необходимые действия по овладению чтением слов с новой буквой в заданной последовательности.
Задачи:
- сформулировать тему и цель урока;
- определить последовательность изучения буквы;
- дать характеристику звукам [г], [г’];
- создать условия для работы в парах;
- развивать умение читать слоги, слова с буквой «г».
Методы: учебный диалог,
метод иллюстрации и демонстрации, работа с учебником
- В какой последовательности мы будем изучать новую букву?
(звук – буква – слог - слово) Слайд 7
Отгадайте загадку:
«Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
Что это? (гриб) Слайд 8
- Произнесем слово «гриб».
Какой звук слышим в начале слова? [г]
Это гласный или согласный звук? Почему?
Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
- Недалеко от гриба находится пень. Слайд 9
Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву. Посчитайте кольца.
- Ребята, а на что похожи годовые кольца? (на круги)
Проговорим по слогам слово «круги». Первый слог - «кру», второй – «ги»
Какой первый звук в слоге «ги»? [г’]
Что можете про него сказать? (согласный, звонкий, мягкий)
Твёрдый согласный звук [г] и мягкий согласный звук [г’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «гэ». (Показ буквы).
Физкультминутка.
Ребята, кто это собирает грибы? (ежик) Слайд 10
Давайте ему поможем.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
- Пофантазируйте, на что похожа буква «Г»?
- Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать буквы Г и их зачёркивать. Чтобы быстрее справиться, поработаете в парах.
Работа в парах: (дети работают с полосками из газет и вычёркивают буквы)
Индивидуальная работа с учащимися.
- Сколько букв зачеркнули?
- Мы познакомились со звуками [г], [г’], буквой Г, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.
Чтение слогов с буквой «Г» Слайд 11
- Поработаем в учебнике.
Чтение слов с новой буквой в букваре на с. 58.
- В последнем столбике договариваем слова:
грибной (дождь, суп, лес)
главный (город, врач, штаб)
Григорий (краткое имя Гриша)
- Почему Григорий написано с большой буквы?
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формированию умения читать слова с изученной буквой.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
учиться читать слова плавно – слоговым способом, работать с текстом.
Задачи:
- анализировать содержание текста;
- расширить знания о грибах;
- организовать дифференцированную работу;
- создать условия для работы в группах.
Методы: репродуктивные
- Сейчас будем закреплять умение читать и поработаем с текстом.
Рассматривание иллюстраций к тексту. Прогнозирование темы текста.
- О чём будет текст? Можно ли по его названию определить содержание?
• Чтение двух предложений вместе, а остальные - сильные ученики.
• Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.
• - Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Что они делали в лесу? Какие грибы они собирали? Слайд 12
• - Боровик - белый гриб. Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке. Слайд 13
• - Почему Галина и Григорий не сорвали красивый красный гриб?
• - Мухомор - опасный несъедобный гриб, его не любят многие насекомые, в том числе и мухи (мух морит- губит, отравляет). Слайд 14
• - Что значит съедобный? Несъедобный гриб?
- А сейчас попробуйте объяснить название некоторых грибов.
1. Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик.) Слайд 15
- Почему так называется гриб?
2. Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики) Слайд 16
- Почему так называется гриб?
3. Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички).
- По цвету похожи на кого? Слайд 17
- Несъедобные грибы нельзя есть. Ими можно отравиться. У людей иногда происходит отравление даже съедобными грибами. Особенно опасно есть грибы детям.
- А можно ли уничтожать ядовитые грибы? Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством. Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Чтение слов по выбору (карточки) Слайд 18
Каждый ученик сам выбирает столбик слов для чтения.
гол нога попугай
гул игра налоги
луг гора глубина
рог грибы гарниры
гам флаги вагоны
2 сильных ученика читают по ролям стихотворение в вариативной части с. 58,
1 ученица читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (Спутник Букваря).
Работа в группах. Слайд 19
- Сейчас сыграем в игру «Составь слова из слогов». Вы будете работать в группах. Слова рассыпались, а вам нужно их собрать. (иглы, игра, гора, голы).
Работа в тетради на с. 28 Слайд 20
Задание 1.
Записать в клетки первые буквы названий нарисованных предметов. Прочитать получившееся слово.
1 ученик – у доски
Наше путешествие подошло к концу.
-Где мы были?
-С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначаются этой буквой?
-Что узнали об этих звуках и букве? Мы помогли букве «Г» вернуться в страну Букволандию.
- Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.
- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
Красный квадратик – я могу читать слова с новой буквой, жёлтый – я могу, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
-Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке.
-А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унес некоторые буквы.
П. Р. М. НА Слайд 21