Анна Дядюх
Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Публикация «Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева и другие, опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. (ОК 6)
Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962г.) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН Л. Е. Журовой, Н. С. Баренцевой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской была создана методика обучения чтению детей 5 — 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина (20, с. 386-388).
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сенситивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Баренцева). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).
Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984г.). Где отмечено, что подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.
Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. (ОК 7)
Содержание работы по обучению грамоте дошкольников в современных программах существенно отличается.
В программе «Истоки» обучение грамоте предусмотрено в старшем дошкольном возрасте. Оно основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков». Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши», «ча-ща», «чу-шу», знать все буквы алфавита.
В программе «Детство» выделены специальный раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу, определено основное содержание работы по обучению грамоте. Указано, что по окончании детского сада ребенок должен слитно читать короткие тексты, владеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове.
Вариативная программа «Радуга» включает раздел «Обучение детей чтению». Авторы считают, что в работу с детьми 6-7 лет необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению.
В программе «Развитие» уже в средней группе поставлена задача подготовки детей к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах - обучение чтению.
Таким образом, во всех программах, предназначенных для обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки дошкольников к обучению грамоте.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны :
различать четко все гласные и согласные фонемы;
находить гласные фонемы в словах;
ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными (2, с. 384).
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Исследователи подчеркивают, что необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха, более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.
Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму (20, с. 407).
Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению. (ОК9)
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо, сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. (ОК. 7)
Таким образом, содержание современных программ по разделу «Подготовка к обучению грамоте» существенно отличается. Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и обще речевое развитие детей позволили исследователям выделить основные направления работы по обучению дошкольников грамоте.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.