Панова Светлана
Игры-упражнения для успешного обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игры-упражнения для успешного обучения грамоте»
Подготовила: воспитатель Панова С. Л
Слайд
Актуальность.
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевом растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.
Публикация «Игры-упражнения для успешного обучения грамоте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Старший дошкольник должен четко произносить все звуки родного языка. Так же у него должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как именно они являются залогом успешного обучения грамоте.
Слайд
Готовность к овладению грамотой :
1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце) ;
- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.
4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым) .
7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Начиная свою работу по данной теме, я ознакомилась с ФГОС, целью и задачами образовательной деятельности, и исходя из них составила план на год, в котором запланировала изучение методической литературы с НОД для детей подготовительной группы. Для НОД выбрала «От А до Я» Е. В. Колесникову. Продолжила подбор картотек по пальчиковым, дидактическим играм, артикуляционным гимнастикам. Для отработки дикции использую чистоговорки и скороговорки. Для развития графических навыков я также подобрала много материала - рабочие листы с разной степенью сложности, различные шаблоны, обводки и штриховки. Изучив методический материал, я провела подбор дидактических и развивающих игр.
Слайд
Свою работу по данной теме я построила по такому принципу:
• От простого - к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность материала.
• Наглядность.
• Игровая форма.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Взаимосвязь с родителями.
Слайд
Игра «Лабиринт». Задание: пройти от большой буквы до картинки внизу, прокладывая дорожку только по заданной букве. Так же можно предложить – найти гласные буквы (согласные) и закрасить их соответствующим цветом.
Слайд
Игра «Найди звук». Задание:
-Определить позицию звука в слове (начало, середина, конец); выложите из букв слово.
-Рассмотри рисунки и назови что, на них изображено. Где находится обозначенный звук в этих словах, соедини картинку с подходящей схемой под рисунком.
- Назови, что нарисовано на картинках. Покажи (обведи) предметы на рисунке, названия которых начинаются со звука….
-Раскрась только те предметы, названия которых начинаются со звука….
Слайд
Игра «Составь предложение».
Задание: составить по схеме предложение.
Слайд
Игра «Перенеси буквы».
Задание:
-Перенеси буквы в новые кружки по стрелкам и прочитай слова.
-Можно связать с математикой. Расставь буквы от самого высокого дерева до самого низкого. Прочитай слово.
-Пользуясь цифрами-подсказками, впиши буквы в пустые клеточки и прочитай получившиеся слово.
-Перенеси буквы соответственно фигуре, прочитай получившиеся слово.
Слайд
Игра «Рассели».
Задание:
- Назови что нарисовано. Подумай и напиши (выложи с помощью букв) кто в каком домике живет? Подсказка буква на крыше.
- Назови что нарисовано. Разложи игрушки в коробки с соответствующим звуком при помощи стрелок.
Слайд
Игра «Прятки».
Задание: подумай и напиши (выложи) какие буквы спрятались?
Слайд
Игра «Впиши первые буквы».
Задание:
- Назови что нарисовано. Впиши (выложи) в клеточки первые буквы, прочитай слово, которое получилось.
Работа с родителями: провожу беседы, даю домашнее задание, размещаю консультации, игры по данной теме в уголке для родителей.
Слайд
Игра «Собери из букв слова».
Задание: Собери из букв слова. Картинки будут твоими помощниками.
Слайд
Как итог моей работы по данной теме – ребенок к концу года овладевает такими умениями:
• Различает на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.
• Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
• Образовывает (по образцу) однокоренные слова.
• Ведет диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; доброжелателен и корректен с собеседниками, имеет сформированную культуру речевого общения.
• Имеет представления о предложении. Согласовывает слова в предложении
• Составляет слова из слогов.
• Выделяет последовательность звуков в простых словах.
• Знает буквы алфавита как знаки обозначения звуков.
• Умеет писать печатные буквы, как письменные обозначения звуков.
• Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.