Наталья Беляева
Консультация «Эффективные приемы обучения дошкольников грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
Консультация на тему : «Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников с ОНР»
Беляева Н. А.
Учитель – логопед
Саранск, 2019 г.
Публикация «Консультация „Эффективные приемы обучения дошкольников грамоте“» размещена в разделах
В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения.
В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению. Исходя из того, что структура дефекта у детей с речевой патологией сложна, многообразна по своим проявлениям и не ограничивается только речевой сферой, готовность к овладению грамотой не формируется спонтанно и самостоятельно.
Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования, к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому необходимо уже в детском саду готовить детей к овладению грамотой.
Цель данной статьи: описать наиболее эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе.
Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:
1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
2. Научить детей чтению и письму.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко- буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.
Поэтому, развитие навыков звукового анализа и синтеза должно быть одним из важных направлений в коррекционной работе.
Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звукобуквенного анализа и обучению чтению.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово,
отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.
По мере знакомства с буквами они вписываются в схему слова.
Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.
При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения.
Детям предлагаются для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков.
Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.
Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
В учебный процесс постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал: «Звуковички», которыми обозначаем изучаемые звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «девочки» в красном костюмчике; изучая согласные звуки, вводится образ «мальчика». Синим цветом, обозначаем твердые согласные, зеленым – мягкие согласные звуки. Звонкость и глухость согласного звука обозначаем наличием или отсутствием колокольчика. Данное пособие используется на каждом занятии, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Эффективным приемом звукового анализа и синтеза слов является игра – сказка «Теремок», известная и любимая всеми детьми, только вместо сказочных персонажей в теремок приходят жить «Звуки» или «Буквы», которые подбираются так, чтобы в заключении дети могли составить и проанализировать слово.
На начальном этапе обучения можно предложить детям дать характеристику звука.
Например: - Кто в теремочке живет?»
- Я звук У – гласный, а ты кто?
- Я звук П – согласный, глухой, твердый.
Еще один интересный прием «Построй слово из самих себя» - дети изображают динамическую позу той или иной буквы; игра «Телеграфисты» - дети учатся составлять слоговую схему слов, опираясь на длительность звучания ударного слога. Ударный слог обозначается чертой, безударный – точкой.
Эту же игру можно проводить в форме «Живые звуки». Дети очень любят подвижные игры, поэтому им нравится прием использования двигательных действий. Например: «Прыгни столько раз, сколько в слове слогов»; «Подбрось мяч столько раз, сколько в слове звуков, слогов»; «Прыгни от буквы к букве, чтобы получилось слово».
Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота, Н – носилки и т. д. Символы, наглядные образы помогают детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы. Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штрихование букв. Предлагаются разнообразные формы построения занятий:
Путешествие в «Мир звуков», «Буквоград», «Страна знаний», и другие
игры – соревнования: «Аукцион знаний», «КВН», «Викторина», «Поле чудес».
Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно - дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.
Такая форма проведения занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно - тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Использование этих игр и игровых приемов привели к повышению результативности на занятиях по обучению грамоте. Это подтверждается регулярно проводимым мониторингом.
Если по результатам обследования в начале года 70% детей имели низкий уровень развития звукового анализа и синтеза, то к концу подготовительной группы низкого уровня не зафиксировано. 35% детей имели средний уровень, а 65% детей – высокий уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Дети овладели навыком чтения. Это позволило хорошо подготовить и выпустить детей в массовую школу.
Положительные результаты говорят о том что, используемые игры и упражнения заслуживают внимания и могут быть использованы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Это позволяет детям с речевыми нарушениями успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.
Литература
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - М. 1996
2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. С – Петербург, 1995
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М. ,1993