Ольга Вячеславовна Надуева
Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучения грамоте 1 класс
Тема урока : Гласные буквы Ё, ё.
Тип урока : изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы Ё.ё. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Публикация «Урок обучения грамоте „Звуки [Й-О], Гласные буквы Ё, ё“ в 1 классе» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Образовательные ресурсы 1. Презентация «Буквы Ё.Ё» [Электронный ресурс]. учебник, тетрадь, материал для изготовления буквы Ё.
Ход урока.
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
2. Речевая разминка.
1)Дыхательная гимнастика
а) «Именинный пирог»
б) «Рубим дрова»
в) «Сердитый ёжик»
2) Артикуляционная разминка
«Кошка лакает молочко»
«Собака рычит»
«Колокольчик»
3) Чистоговорки.
Ёжик-ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Это ёж - колючий ёж.
Его руками не возьмёшь.
3. Актуализация знаний.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи)
- Из чего состоит наша речь (Наша речь состоит из предложений)
- Из чего состоят предложения (Предложения состоят из слов)
- На что делятся слова (Слова делятся на слоги)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)
- Какие бывают звуки (Звуки бывают гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки (Гласные звуки бывают ударными и безударными)
- Какими бывают согласные звуки (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими)
- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных (А ОУ Ы)
- Какие друзьями мягких согласных? (И Е Я)
- Почему?
- Какие буквы мы называем хитрыми (Е Я)
- Почему( - В начале слова и после гласной обозначают два звука)
-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?
- Тогда проведём небольшое исследование.
- Назовите, что изображено на картинках. (Черника, малина, ёжик)
- Найдите одно слово, исключив два лишних. (Слово ёжик)
-Объясните свой выбор. (Называет животное, два слога, ударение на первый слог,
оканчивается на согласный)
-Какие звуки мы слышим в начале слова? (Й О)
- А какая буква пишется в начале слова (Ё)
4. Определение темы и задач урока
- Какая тема нашего урока? (Буква Ё, обозначающая два звука)
- Какую задачу поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме, научиться писать буквы Ё, ё ; читать слоги и слова с буквой Ё)
5. Знакомство с новым звуком.
- Произнесите слово по слогам. Ё - ЖИК
- Сколько слогов в слове ёжик? Два
- Какой слог первый? Ё-
- Какой второй? -жик
-Произнесите несколько раз первый слог. [й' о]
- Какие звуки слышите? [й' о]
- Сколько их? Два
- Какой первый? [й]
- Какой второй? [о]
- Составим схему слова ёжик.
Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о]
- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? Одна.
6 .Знакомство с буквами Ё, ё.
1.) На что похожа буква
- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.
- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).
- На что похожа буква?
И тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
- Ё – не Е, взгляните сами:
Буква с точками-глазами.
А снимите точки с Ё –
Превратите в Е её.
2) Место в азбуке
- Теперь нам надо поселить нашу букву на ленте букв.
- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, к друзьям мягких согласных)
- А рядом с какой буквой? (О)
- Почему? (В букве Ё тоже есть звук [о])
- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.
- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.
- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. (Ёлка, ёрш, ёж)
Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.
3) Конструирование печатной буквы Ё (работа в парах) из счетных палочек и арбузных семечек (из пластилина).
7. Физкультминутка «Ёжики»
Вот свернулся еж в клубок,
Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени)
Солнца луч ежа коснулся –
Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)
На спине твоей иголки
Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)
Еж по тропке побежал,
Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком)
8. Чтение. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с буквой Ё.
1)Чтение слогов.
- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.
(Чтение слогов в учебнике хором)
БЁ ДЁ ЗЁ ПЁ ТЁ СЁ
2) Чтение слов.
-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.
(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).
- Что интересного заметили?
- Знак ударения над этой буквой не ставится!
- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?
Буква ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
3) Чтение текста.
-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Где были ребята?
– Что они услышали? Кто это был?
– Кто напал на ёжика?
– Что случилось с Жучкой?
- Придумаем название к тексту.
- В каких словах встретилась нам буква ё?
- В каких словах буква ё обозначает два звука?
9. Физминутка для глаз.
10. Подготовка руки к письму.
1) Массаж пальцев.
2)Упражнение «Замочек»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили,
По замочку постучали,
Постучали и открыли.
(Пальцы в замок, слегка покачивать, повертеть, покрутить, сомкнуть, постучать ладошками, показать ладошки)
11. Работа в прописях.
1) Обведение узора.
2) Письмо элементов букв по образцу.
3)Письмо буквы (с подробным объяснением учителя)
4) Письмо слияний:
- дети читают слог;
- называют слово с этим слогом;
- учитель подробно объясняет написание слога;
- написание слога детьми.
12. Итог. Рефлексия.
- Любопытный ё жик хочет снова задать вам вопросы:
- В каких случаях буква ё обозначает два звука? (Когда она стоит в начале слова и после гласной)
- В каких случаях буква ё обозначает один звук? (После мягкого согласного)
- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. Он дарит вам новогодние шарики на ёлку.
Выберите цвет, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.
Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!
-Урок окончен! Можете украсить ёлочку своими шариками.
МОЛОДЦЫ!