МААМ-картинки

Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе

Ольга Вячеславовна Надуева
Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема урока : Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы Ё.ё. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Темочки:

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Образовательные ресурсы 1. Презентация «Буквы Ё.Ё» [Электронный ресурс]. учебник, тетрадь, материал для изготовления буквы Ё.

Ход урока.

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

2. Речевая разминка.

1)Дыхательная гимнастика

а) «Именинный пирог»

б) «Рубим дрова»

в) «Сердитый ёжик»

2) Артикуляционная разминка

«Кошка лакает молочко»

«Собака рычит»

«Колокольчик»

3) Чистоговорки.

Ёжик-ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Это ёж - колючий ёж.

Его руками не возьмёшь.

3. Актуализация знаний.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи)

- Из чего состоит наша речь (Наша речь состоит из предложений)

- Из чего состоят предложения (Предложения состоят из слов)

- На что делятся слова (Слова делятся на слоги)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

- Какие бывают звуки (Звуки бывают гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки (Гласные звуки бывают ударными и безударными)

- Какими бывают согласные звуки (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими)

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных (А ОУ Ы)

- Какие друзьями мягких согласных? (И Е Я)

- Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми (Е Я)

- Почему( - В начале слова и после гласной обозначают два звука)

-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках. (Черника, малина, ёжик)

- Найдите одно слово, исключив два лишних. (Слово ёжик)

-Объясните свой выбор. (Называет животное, два слога, ударение на первый слог,

оканчивается на согласный)

-Какие звуки мы слышим в начале слова? (Й О)

- А какая буква пишется в начале слова (Ё)

4. Определение темы и задач урока

- Какая тема нашего урока? (Буква Ё, обозначающая два звука)

- Какую задачу поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме, научиться писать буквы Ё, ё ; читать слоги и слова с буквой Ё)

5. Знакомство с новым звуком.

- Произнесите слово по слогам. Ё - ЖИК

- Сколько слогов в слове ёжик? Два

- Какой слог первый? Ё-

- Какой второй? -жик

-Произнесите несколько раз первый слог. [й' о]

- Какие звуки слышите? [й' о]

- Сколько их? Два

- Какой первый? [й]

- Какой второй? [о]

- Составим схему слова ёжик.

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о]

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? Одна.

6 .Знакомство с буквами Ё, ё.

1.) На что похожа буква

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.

2) Место в азбуке

- Теперь нам надо поселить нашу букву на ленте букв.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, к друзьям мягких согласных)

- А рядом с какой буквой? (О)

- Почему? букве Ё тоже есть звук [о])

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. (Ёлка, ёрш, ёж)

Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

3) Конструирование печатной буквы Ё (работа в парах) из счетных палочек и арбузных семечек (из пластилина).

7. Физкультминутка «Ёжики»

Вот свернулся еж в клубок,

Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени)

Солнца луч ежа коснулся –

Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)

На спине твоей иголки

Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)

Еж по тропке побежал,

Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)

А колючки тоже

На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)

На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком)

8. Чтение. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с буквой Ё.

1)Чтение слогов.

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором)

БЁ ДЁ ЗЁ ПЁ ТЁ СЁ

2) Чтение слов.

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

Буква ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

3) Чтение текста.

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

9. Физминутка для глаз.

10. Подготовка руки к письму.

1) Массаж пальцев.

2)Упражнение «Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

(Пальцы в замок, слегка покачивать, повертеть, покрутить, сомкнуть, постучать ладошками, показать ладошки)

11. Работа в прописях.

1) Обведение узора.

2) Письмо элементов букв по образцу.

3)Письмо буквы (с подробным объяснением учителя)

4) Письмо слияний:

- дети читают слог;

- называют слово с этим слогом;

- учитель подробно объясняет написание слога;

- написание слога детьми.

12. Итог. Рефлексия.

- Любопытный ё жик хочет снова задать вам вопросы:

- В каких случаях буква ё обозначает два звука? (Когда она стоит в начале слова и после гласной)

- В каких случаях буква ё обозначает один звук? (После мягкого согласного)

- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. Он дарит вам новогодние шарики на ёлку.

Выберите цвет, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

-Урок окончен! Можете украсить ёлочку своими шариками.

МОЛОДЦЫ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: - согласные и гласные звуки; - деление слов на слоги;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект подгруппового занятия «Гласные буквы и звуки» в подготовительной логопедической группе Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках и буквах. Задачи: Образовательные: - закрепить умение четко артикулировать гласные.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З]-[З’], [З’]-[С], [З’]-[С’], буквы З, С, В» Конспект занятия по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [з]-[з'], [з']-[с], [з']-[с'], буквы З, С, В». (УМК "Детский сад 2100"). Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Лэпбук «Гласные буквы и звуки»Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия "гласные звуки и буквы";.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе
Опубликовано: 6 июня 2019 в 16:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вячеславовна Надуева (УИ 874465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД