Гузаль Иванова
Использование занимательных игр и упражнений для обучения дошкольников грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый поступающий в школу ребёнок должен хорошо овладеть грамотой. Правильное и достаточно беглое чтение, как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для успешности обучения в целом. До начала обучения грамоте у детей должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
- полноценность владения речевыми звуками;
- сформированность грамматических систем.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
К задачам приоритетного национального проекта "Образование" относятся обеспечение доступности образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Обучение грамоте в ДОУ является одной из важнейших задач дошкольного образования и воспитания.
Основной акцент при подготовке дошкольников ставится на развитие у детей более высокой степени фонематического слуха и фонематического восприятия, аналитических умений звукобуквенного анализа, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Таким образом, в процессе обучения у детей формируются такие умения, как анализировать звуковой состав слов, т. е. различать и выделять звуки в слове, определять их последовательность и количество звуков в слове, давать качественную характеристику каждому звуку. Кроме того, дети познакомятся с ударением и его фиксацией; понятием «предложение» и умение его анализировать. Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавное и правильное чтение. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторые специфические ошибки в процессе школьного обучения.
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, а, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться писать и читать, ребё нку необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Но чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки недостаточно одной речевой практики.
Использование занимательного наглядного материала, игр в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. При знакомстве детей с гласными звуками целесообразно использовать картинку девочки в красном платье (или красный домик-квадратик, красный смайлик и т. п., а при знакомстве с согласными звуками предложить картинку мальчика в синей (твердый) или зеленой (мягкий) одежде.
Немаловажную роль использования наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Паровозик» дети «цепляют» столько вагончиков, сколько частей-слогов в слове
При ознакомлении дошкольников с предложением необходимо проводить работу по анализу и синтезу его словесного состава. Сначала мы используем полоски-домики (на начальном этапе, затем делаем зарисовки в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре «Живые предложения», придумывая предложения с помощью кубика, на гранях которого указывается количество слов в предложении.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов. На каждом из этих этапов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения.