Папки-передвижки

Знакомство с письмом и письменность как развитие предпосылок грамотности

Шмакова Виктория Николаевна
Знакомство с письмом и письменность как развитие предпосылок грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тема: «Знакомство с письмом и письменностью как развитие предпосылок грамотности».

Дошкольное образование в настоящее время рассматривается как составная часть непрерывного образовательного процесса, как первый важный его этап. Поэтому одной из основных задач современного детского сада является подготовка детей к школе. Подготовка к обучению грамоте - подготовительный этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире. Проблема состоит в том, что в теории и практике дошкольного образования применяется стратегия, направленная на освоение детьми основ грамотности, которая трактуется как «Обучение основам грамотности» (или «обучение грамоте»). Дошкольникам предлагаются статичные занятия. Как правило, они являют собой прообраз школьных уроков работа в тетрадях, заучивание наизусть звукового анализа слов. Этот тип работы с дошкольниками вреден для детей, противоречит требованиям ФГОС дошкольного образования, но имеет массовое распространение. Мотивом служат запросы родителей, которые предполагают, что детям нужно прийти в школу уже «читающими» и «пишущими» детьми, а также требования современной школы. Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Для этого у дошкольника должны быть сформированы необходимые предпосылки, предполагающие : полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, навыком звукового анализа и синтеза, сформированностью фонетической стороны речи и ее грамматического строя; достаточность словарного запаса; владение связанной речью; сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу).

Темочки:

Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько он хорошо владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках речи, уметь правильно их произносить. Важным фактором является чёткое различение всех звуков речи на слух, то есть запись любого слова предполагает умение определять каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то во время письма он будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Для успешного овладения навыком письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования, участие небной занавески.

При обучении письму детей дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма.

Каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства, времени и умения справляться с ним. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений будет сказываться на развитии процессов письма. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно, трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Поэтому временной и пространственный компоненты восприятия и воспроизведения речи не могут быть обособлены.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-систематическая деятельность, формирование элементарных графических умений.

Развитие предпосылок грамотности начинается в самом раннем детстве.

Знаковая деятельность ребенка, по сути, начинается с жеста, указания на желаемый предмет или призыв к действию. Согласно Выготскому, жест дает начало речи, рисованию и игре – символической деятельности первого порядка, которая непосредственно отражает действительность. Именно в процессе игры предмет и его функция разъединяются: разные игрушки получают различное назначение (самолет - летать, машинка – ездить). С помощью наименований, ребенок устанавливает связи между знаком (именем) и конкретным предметом : он говорит «машинка» и берет в руки машинку, а не самолет. Речь, игра и рисование дают начало письменной речи, символической деятельности второго порядка (она отражает уже не непосредственную реальность, а рисунок или игру). Все эти внешние символические формы деятельности, входят в систему высших психических функций, которые формируются в процессе социального общения.

Подрастая, ребенок включается в общение с все более широким кругом людей взрослых и сверстников, как в непосредственном контакте, так и по телефону, скайпу. Таким образом, задолго до начала «формального» обучения чтению и письменности дети вживаются в языковую культуру, знакомятся с чтением, рассказыванием и письмом, что составляет основу функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. В дошкольных организациях, где высока доля детей из социально проблемных семей и детей, имеющих особенности развития речи, общему развитию речи и формированию предпосылок грамотности следует уделять особое внимание, чтобы обеспечить равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Таким образом, тема знакомства с письмом и письменностью как развитие предпосылок обучения грамотности актуальна.

Проблема исследования заключается в описании методических особенностей знакомства с письмом и письменностью как развитие предпосылок грамотности.

Цель: описать методику знакомства с письмом и письменностью как развития предпосылок грамотности.

Объект исследования: процесс развития предпосылок грамотности.

Предмет исследования : методика знакомства с письмом и письменностью как развитие предпосылок грамотности.

Задачи:

1. Изучить научную литературу с целью определения теоретических понятий работы.

2. Выявить стратегии ФГОС ДО по формированию предпосылок обучения грамотности.

3. Описать методические особенности знакомства с письмом и письменностью как развитие предпосылок грамотности.

4. Описать собственный опыт работы по знакомству с письмом и письменностью как развитие предпосылок грамотности.

В дошкольном образовании вопросами ознакомления дошкольников с письмом и письменностью занимались выдающиеся педагоги.

Аделаида Семёновна Симонович рассматривала детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Константин Дмитриевич Ушинский является основателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в России. Введение и распространение этого метода в XIX в. явились крупной победой научно обоснованной методики обучения грамоте, построенной на достижениях психолого-педагогической науки и языкознания. Главной заслугой К. Д. Ушинского в разработке звукового метода является то, что он объединил анализ и синтез речи, а также в разработанном им методе «письмо-чтение» показ, что в процессе обучения грамоте анализ и синтез чередуются и поддерживают друг друга.

Метод К. Д. Ушинского был в России первым научно обоснованным методом обучения грамоте. В нем убедительно доказано, что нельзя отделять обучение письму от чтения. Педагог-новатор считал, что письмо, основанное на звуковом анализе, стоит на первом месте, а чтение, основанное на сочетании звуков в целые слова, т. е. на синтезе, следует за письмом. Как только дети познакомятся с первыми звуками и буквами, они пишут свои первые слова и даже предложения : осы, оси, усы. У осы усы. При этом смысл написанных учащимися слов им ясен, и они их свободно читают.

Экспериментальное обучение пятилетних детей родному языку с помощью создания собственных поэтических текстов в течение ряда лет ведет в г. Екатеринбурге ученый-новатор А. М. Лобок. Используя теоретическое наследие Л. С. Выготского, педагог-исследователь доказал, что учить маленьких детей нужно прежде письму, а потом чтению. «Развивает ребенка письмо, а не чтение: читает малыш чужое, а пишет — свое», — отмечает доктор философских наук А. М. Лобок. В основу предложенной автором системы положена идея формирования письма как способа личного самоутверждения и самовыражения ребенка.

Знакомство с письмом и письменностью у дошкольников ведется в двух направлениях. С одной стороны показать важность письма, рассказать об истории письма, о его роли и т. д. С другой стороны чтоб дети самостоятельно в скором времени овладели навыком письма, а также ведется подготовка руки к письму.

Для первого направления предлагаем использовать следующие задания:

• буквы на вкус и цвет;

• обучающие игры;

• образцы букв;

• изготовление книг;

• детская журналистика;

«Тематическая азбука».

Во втором направление особое внимание уделяем подготовки руки к письму дошкольника. Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться, прежде всего, к характеристике процесса овладения навыком письма.

Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.

Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов.

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму :

Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма : пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

• Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

• Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.

• Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

Эти задачи реализуются, прежде всего, в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для второго направления подходят следующие задания:

• Пальчиковая гимнастика;

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами;

• Занятия пластилином;

• Занятие конструкторами, камешками;

• Закручивание гаек, шурупов;

• Игры с мозаикой;

• Вырезание ножницами;

• Рисование различными материалами ручкой, простым карандашом,

цветными карандашами, мелом, акварелью и т. д. ;

• Работа с бумагой. Складывание (оригами);

• Графические упражнения. Штриховка.

Ход проведенной работы с дошкольниками.

Базой государственной практики послужило муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение 491 "Лучики" в старшей дошкольной группе №7 «Земляничка». В группе 19 детей, из них 11 девочек и 8 мальчиков. Для развития предпосылок грамотности в группе создана образовательная среда: книжный уголок, центр грамоты. Организация пространства включает в себя: книги различных жанров, журналы детские, буквы на плакате, изобразительные и пишущие материалы, бумага разного размера и формата. В ходе практики знакомство с письмом и письменностью происходило различными способами.

На первой неделе с детьми проводили занятия по ознакомлению с письмом и письменностью. Целью, которого являлось ознакомление детей дошкольного возраста с письмом и письменностью. Дети познакомились со многими видами письма и письменности : предметное, пиктографическое, иероглифическое и т. д. Также с детьми пробовали писать на различных материалах: береста, глина, бумажные салфетки, бумага обыкновенная. В ходе письма дети выяснили, что писать на обычной бумаге гораздо удобнее и комфортнее. С детьми познакомились с некоторыми видами азбук: азбука Морзе, Кириллица, дактильная и семафорная азбука. Ребята с удовольствием выполняли задания.

На второй недели с детьми создавали первую букву своего имени из таких материалов, как пластилин, цветное соленое тесто, конструктор-липучки, геоборт. Индивидуальные занятия проходили такие, как конструирование буквы на геоборде, конструирования с помощью конструктора-липучки. Групповые: лепка букв из пластилина, цветного соленого теста. В ходе этой недели ребята конструировали буквы своего имени различными материалами.

На третьей недели детям было предложено создать свою собственную азбуку. Каждый ребенок рисовал цветными карандашами на маленьком листе бумаги буквы. После мы с ними приклеивали получившиеся буквы в правильной последовательности на ватмон. В ходе этого занятия все дети были активно вовлечены в создание групповой азбуки своими руками.

На четвертой недели с детьми играли в сюжетно-ролевые игры: больница и кафе. В ходе игры «Больница» один из детей был доктором, который выписывает рецепты на лечение. В игре «Кафе» детьми было создано меню блюд группы. Дети получили от проведенного времени веселое настроение, каждый ребенок участвовал в подготовке и проведение игр.

На занятиях по речевому развитию детям раздавала листы со штриховкой узоров Монтессори и задания на дополнение и нахождение букв. Не все ребята справились с заданиями. На таблицы указаны результаты детей, с которыми проводились данные задания.

В ходе всех недель практики родителям было дано домашнее задание совместно с ребенком «Создать первую букву своего имени» различными способами.

Заключение

Целью нашей работы было описать методику знакомства с письмом и письменностью как формирование предпосылок обучения грамотности.

Для достижения поставленной цели мы:

1. Рассмотрели понятие письма и письменности.

Мы рассмотрели различные убеждения известнейших психологов, педагогов, лингвистов и т. д. и увидели, что понятие письма и письменности трактуется по-разному. Письмо и письменность отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Так же есть различные виды предметное письмо, пиктографическое письмо, письменности : иероглифическое письмо, слоговое письмо, алфавитное письмо.

2. Выявили особенности письма и письменности в дошкольном возрасте. Усиливать интерес к письму и к письменности необходимо с помощью практического, исследовательского и игрового подходов. Эти возможности имеют особое значение для детей из социально проблемных семей, которые дома не имеют достаточных контактов с литературой. Знакомство с и письменностью предполагает оборудование письмом специального письменного уголка или книжного уголка дополнение соответствующими материалами, букв, вывешивание изготовление письменных фрагментов и плакатов, сменяющиеся логотипы и указатели на стенах группового помещения. В ситуациях, когда взрослые привлекают детей к выбору тематики работы и ее совместному планированию, они могут вести записи идей и высказывание детей печатными буквами, а затем постоянно обращаться к этим записям. Таким образом, письменная культура становиться естественной составной частью детского мира, и ребенка побуждают вступать с ней во взаимодействие. Этот опыт усиливается в ситуации, когда детей поощряют к тому, чтобы они написали свое имя, посылали «письма» друзьям, использовали навыки письма в сюжетно-ролевых играх, например, врач – выписывающий рецепт; официант – записывающий заказ и др.

3. Проанализировали методические особенности знакомства с письмом и письменностью старшего возраста.

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

Пробудить или усилить интерес детей письму и к письменности можно с помощью практического, исследовательского и игрового подходов.

Знакомство с письмом и письменностью предполагает оборудование специального письменного уголка или дополнение уголка с книгами соответствующими материалами, где можно изготавливать буквы из разных материалов: из глины, пластилина или теста, из бумаги. Хороший эффект даёт вывешивание стендов и плакатов на разную тему, сменяющиеся логотипы и указатели на стенах группового помещения.

В ситуациях, когда привлекаем детей совместному планированию, мы ведём записи идей и высказываний детей печатными буквами, а затем постоянно обращаемся к этим записям. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать. Что вы и увидите, если будете это делать вместе с ними постоянно.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности (5–6 лет) «Знакомство с денежной единицей: Армения, Египет, Англия, Турция» Конспект НОД Подготовила: воспитатель 1 категории Сидоренко Ирина Евгеньевна Образовательная область: Интеграция образовательных областей:.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с письмом и письменность как развитие предпосылок грамотности
Опубликовано: 17 июня 2023 в 21:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с письмом и письменность как развитие предпосылок грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Шмакова Виктория Николаевна (УИ 2691113) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД