Елена Плейко
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №29
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развитие нравственных качеств
у детей дошкольного возраста».
Составила и провела:
Воспитатель
Плейко Елена Владимировна
2018
Санкт-Петербург
Публикация «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С малых лет в нас воспитываются разные положительные качества. В настоящее время программа дошкольных учреждений направлена, в частности, на образование в сфере точных наук и техник. Безусловно, это важно, но культуре и формированию личности, также должно уделяться достаточно времени. Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях дается, в основном, в свободное от образовательной деятельности время и посредством прочтения литературы, соответствующей возрасту. По идее, вся деятельность в детских садах должна преподноситься в игровой форме, а образовательный процесс должен быть наглядным и понятным для восприятия. Однако бывают случаи халатности преподавателей: невнимательность по отношению к детям (к их поведению, поступкам, общению, организованному детскому досугу предпочитают свободную форму (то есть неконтролируемый досуг, дети занимаются, чем хотят, прогулке предпочитается времяпрепровождение в помещении. Также с детьми работают педагоги-организаторы и педагоги физического воспитания, но их деятельность направлена скорее на развитие определенных навыков (спортивных – у физ. инструкторов, музыкальных – у муз. преподавателей).
В терминологии нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Исследования и практика доктора педагогических наук Шалвы Амонашвили были нацелены на гуманное воспитание детей, на их внутренний мир. Он верил, что такой подход поможет понять детей и воспитать в них личность.
Также исследовал проблему нравственного воспитания В. А. Сухомлинский. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» совесть предстает как наиболее актуальная проблема, решающая задачи нравственного воспитания. Он считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодежи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают. Воспитание совести – одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Опираясь на это положение, Сухомлинский создал систему дидактических правил, в которых главным наставлением является: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».
Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Перед педагогом и родителями стоит задача быть гуманными и внимательными по отношению к ребенку. Показывать любовь и понимание. Нравственное воспитание невозможно без участия обеих сторон, фигурирующих в жизни ребенка (педагог и родители). Необходимо избежать проблемы колебания между двумя авторитетами. Они должны работать вместе, чтобы ребенок полноценно развивался.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
Пути формирования нравственных качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме - это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т. д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.
В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т. е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку - «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия, «мое» расширяются до понимания «мы», «наше».
Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин.
Развитие нравственных качеств у ребенка и приобщение к нравственному образованию его родителей.
Задачи:
1. Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным.
2. Создание условий для реализации творческого потенциала.
3. Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре.
4. Формировать культурные ценности.
Задачи Формы Содержание Методы Средства
Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным. Информационно-просветительская направленность.
Стимулирование СК активности.
(Экскурсия, небольшая помощь в уходе
за животными) Экскурсия
в приют для бездомных животных. Формирование общественного сознания. Сотрудники приюта, животные, педагог, корм
и средства для ухода
за животными.
Создание условий для реализации творческого потенциала. Художественно-зрелищная направленность. Инсценировка сказки детьми. Вовлечение
в СКД. Аудитория, актеры, сценическая площадка, костюмы, аудиотехника.
Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре. Игровая направленность. Организация спортивных соревнований. Вовлечение
в СКД.
Стимулирование социально-культурной активности. Спортивная площадка, инвентарь, судьи, тренеры, призы.
Формирование культурных ценностей. Художественно-зрелищная направленность. Совместный поход
с родителями
в театр. Вовлечение
в СКД. Театральная площадка, актеры, аудитория, технические
и наглядные средства.
Список литературы.
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, БГУ, 1990 г.
2. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. – М., 2000.
3. Драенко О. П. Формирование нравственных качеств личности дошкольника. – Омск, 2014.
4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990.
5. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
6. Электронный источник: https://www.razumniki.ru/shalva_am