Валентина Некрасова
Значение народной культуры в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Всем хорошо известно - народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Если мы не будем знакомить ребенка в с народной культурой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Публикация «Значение народной культуры в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
Знакомя ребёнка с произведениями народного творчества, мы пробуждаем в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуем воспитанию патриотических чувств.
Знакомство с народно-прикладным искусством помогает детям раскрыть красоту родной природы.
Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д.
Задача нас, как педагогов заинтересовать детей в изучении данной темы.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Одной из задач воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Ведь они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации.
Поэтому в свободной деятельности с детьми я уделяю большое внимание чтению русских народных сказок, особенно где главными героями выступают былинные богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Через сказки стараюсь передать воспитанникам знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учу преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути. Большое значение придаю русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Нам с вами предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Детей необходимо знакомить с народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все целое, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, поэтому фольклор должен быть использован в учебно- воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Ценным средством воспитания ребенка является детский фольклор. Это особенная область народного творчества, которая появилась сравнительно недавно. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью мы, взрослые, легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку : колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т. д.
Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.
2. Т. И. Батурина, Т. Ф. Кузина «Народная педагогика в воспитании дошкольников».
3. В. И. Супруненко «Народный дневник»
4. М. Семенова «Мы славяне»