Узаирова Дина
Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №81 «Конек-Горбунок»
Узаирова Дина Янибековна
Дошкольный возраст — самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы. Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. Семья — это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Осознание и реализация необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ — одно из условий полноценного развития человека. Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.
Публикация «Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает Человека к первичным основам духовности и жизнелюбия, основанной на любви и именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных духовно-нравственных ценностях. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец — защитником и опорой, дети окружены заботой. Взаимоотношения между родителями играют основополагающую формировании личностных качеств ребёнка. Семья может выступать в качестве как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о нем. Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и образцов, основанных на подражании детей родителям.
Здесь на помощь родителям приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами ДОУ встаёт необходимо довести до сознания родителей, что первую очередь в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и семьи и ДОУ.
Педагогами поводятся с родителями:
-беседы (индивидуальные, групповые)
-консультации
- совместные конкурсы(«Дары осени», «Мой гербарий», «Портрет моей мамы», «Новогодние игрушки»)
-Совместная работа детей и родителей в нашем ДОУ отражается еще и в ведении «Детского портфолио» .Которое пополняется каждый год такими конкурсами как «Моя семья», «Как я провел лето»,», «Семейные традиции», «Герб моей семьи»;
-досуги, развлечения;
Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества : заботливость, внимательность, доброжелательность На основе этого я дружба, товарищество, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла. Логичное продолжение работы в семьях воспитанников по данному направлению наблюдается в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода нахождения ребёнка в детском саду, и строиться как во время организованной, так во время и самостоятельной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории дошкольников, планируется от 10 минут у детей младшего дошкольного возраста до 30 минут у детей старшего дошкольного возраста. В течение этого временного отрезка ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники без принуждения и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализованных игр.
Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:
1) образовательную деятельность (ОД,
2) беседы,
3) наблюдения
4) обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,
5) тематические встречи,
6) трудовые поручения,
7)чтениехудожественнойлитературы,
8) самостоятельную детскую деятельность:
9) игры по интересам,
10) самостоятельную продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность.
В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высоконравственной социальной справедливостью, совестью и справедливостью, когда от нас с Вами — взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка. К большому сожалению, мы не можем отрицать того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации. Находясь рядом с родителями, дети зачастую предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом со стоящей мамой, изображать персонажей различных мультипликационных «страшилок», зачастую носящих низконравственное и низкоморальное содержание. Нет смысла перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты традиций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не останется в выигрыше, не станет крепким и процветающим.
В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нравственный компонент в содержании образования. Все направления современного дошкольного образования : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции. Это способствует формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям.
Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить задачу исторического масштаба- выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.