Гюльнара
Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека. До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…Недаром известная русская пословица гласит : «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные педагоги, психологи, сказковеды :братья Б. и Ю. Соколовы, А. И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев, К. Д. Ушинский, В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, В. П. Аникин и многие другие. Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит : «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные педагоги, психологи, сказковеды : братья Б. и Ю. Соколовы, А. И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев, К. Д. Ушинский, В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, В. П. Аникин и многие другие.
Русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценил русскую народную сказку, считая ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
А. М. Горький сказал, что сказки, как и некоторые другие жанры фольклора, «выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной».
Детский писатель сказочник Джанни Родари сказал — «Сказка для ребенка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Учитывая силу воздействия русской народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность её содержания, красоту художественной формы воспитатель- рассказчик должен бережно донести её до слушателя.
Для реализации цели, мною были выделены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрастам.
2. Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи.
4. Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
В начале своей работы, я подобрала сказки, которые соответствуют данному возрасту («Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»). Сделала подборку игрушек по сказкам (Колобок, внучка Машенька, три медведя).
Все знают, что дети по утрам плохо кушают. И сказочные персонажи помогали мне во время завтрака. Например, петушок золотой – гребешок кушал кашу вместе с детьми, и дети тоже ели вместе с петушком.
Чтобы детям легче было освоить навыки самообслуживания, я использовала сказочный персонаж из сказки репка – внучку. Вместе с детьми мы её назвали Машенька. Для этого я изготовила игру «Оденем куклу Машу на прогулку». С помощью этой наглядности дети быстрее освоили приёмы одевания и раздевания, тем самым я воспитывала у них навыки самообслуживания.
В течение года я знакомила детей с русскими народными сказками. Маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому я старалась больше рассказывать и обыгрывать сказки. Обычно сказку я детям рассказывала много раз, это не надоедало им, а с каждым разом они проявляли большой интерес к ней и рассказывали вместе со мной, эмоционально передавая слова, песни, движения героев сказки. Я обеспечивала их активность во время слушанья: предлагала выполнить имитационные движения (дети показывают, какая большая-пребольшая репка, как её тянут — потянут и т. д., использовала разнообразные наглядные пособия (показ картинок на фланелеграфе).
При повторении сказок я обучала детей элементам драматизации. Это доставляло малышам огромную радость. И хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера, меня не смущали эти трудности. Так же привлекались родители, им давались рекомендации, советы, консультации, информационный материал.
1. Использование сказки в нравственном воспитании дошкольника.
Нравственное воспитание детей – одна из главных задач в детском саду. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, я начала с младшего возраста, когда у детей начал формироваться характер, отношение к миру, окружающим людям.
Дети пришли в сложный мир, где они будут встречаться не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Сказка – развитие речи и познания у детей
Вывод:
Используя различные приемы и техники в работе со сказкой, педагог решает задачи по развитию эмоциональной и социальной сфер детей, их речевой активности, обогащению словарного запаса, воспитания чувства прекрасного.
Таким образом, сказки играют огромную роль в воспитание ребенка, обращают сердца детей к добру, великодушию, чести и справедливости. Поэтому, чем раньше сказка коснется струн детской души ребенка, тем добрые чувства возьмут в них верх над злыми. Ведь сказка – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
И это нужно дать послушать детям.
Используемая литература:
1. Аникин, В. П. Русская народная сказка /В. П. Аникин. – М., 1977.
2. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка /Н. М. Ведерникова. – М., 1975.
2. Гусейнов, А. А. Социальная природа нравственности /А. А. Гусейнов. – М., 1974
3. Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ФОЛИО.