Екатерина Жук
Музыкальные игры и ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное место в жизни человека занимает игровой момент, что доказано великими учеными и философами. Все, чего достигло человечество, возникло в результате реализации врожденной склонности человека к игре. «Человек только тогда является человеком, когда играет», подчеркивал Шиллер. А голландский исследователь Йохан Хейзинга выдвинул предположение, что культура – это продукт «играющего человека». В своей книге «Человек играющий» он показал яркое проявление игровой природы во многих сферах деятельности человека. Чаще всего и активнее это проявляется во время праздников, карнавалов, фестивалей, зрелищ. Игра или ее элементы имеют существенное значение в формировании человека как социального существа, в снижении социально-психологической напряженности, в гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил и тенденций. Таким образом, становится ясно, почему такое большое значение придается играм в самых разных видах деятельности человека от рождения до глубокой старости.
Публикация «Музыкальные игры и ребенок» размещена в разделах
Наша сфера – дети, их обучение, воспитание и развитие. На примере своего выступления я хочу показать, что именно музыкальная игра – уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сторон психики ребенка, т. к музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Ведущая роль в музыкальном воспитании маленького человека принадлежит восприятию музыки. Этот сложный эмоциональный процесс профессор Медушинский назвал «музыкальным восприятием-мышлением». Очень эффективным способом развития музыкального мышления является движение под музыку, которое помогает ощутить характер музыки, смену настроения. Дети чувствуют и выбирают подходящие варианты соответствующих движений. Такое «экспериментирование» под музыку развивает эмоциональную отзывчивость, творческое воображение. Игры «Поющие звуки», «Танцующие звуки», основанные на движениях и пантомиме, побуждают детей к осознанию музыкальной речи, выразительности интонаций, пауз, акцентов. Игровые задания «Придумай песенку для…», «Поет сердитый, / ласковый дождик» и т. п. развивают воображение, умение строить сказочные образы, направлять свою фантазию на решение творческих задач. Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, которые развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка. (Сухомлинский сказал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев). Простые движения убирают напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость. Веселые игры связанные с пением, танцами, производят неизгладимое положительное впечатление на детей, в игровой форме воспитывая у них стремление заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Легкие, увлекательные, не требующие большой подготовки, музыкальные игры – необходимый компонент и музыкальных занятий, и развлечений, и праздников. Основой их является, как правило, опора на уже имеющиеся знания, но, кроме этого, используются и первично-слуховые или ритмико-двигательные навыки, при выполнении которых дети приобретают дополнительные музыкально- интеллектуальные умения для закрепления в дальнейшем. В музыкальных играх ребенок одновременно исполняет и творит, т. к. он подбирает движения, исходя из характера, темпа, ритма предлагаемой музыки, т. е. начинает осознавать музыку через движение. Благодаря музыкальным играм у дошкольников развивается образное мышление: они представляют то маленького зайчика, то выходит голодный волк и музыка дает сигнал, что пора бежать в укрытие. Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменение музыки, у них появляется также стимул выиграть, и музыкальные игры приносят им массу положительных, необходимых каждому ребенку эмоций.
Этапы развития музыкальной игры привели к необходимости классификации детских игр. В зависимости от педагогических целей игры можно подразделить на три группы: 1 развитие внимания; 2 развитие памяти; 3 развитие мышления. Соответственно, 1-ая группа способствует развитию внимания, наблюдательности, быстроты двигательной реакции, фонематического и речевого слуха; 2-ая развивает зрительную, двигательную, образную, музыкальную память и формирует процессы запоминания и сохранения информации; 3-я тренирует умственную деятельность: сравнение, сопоставление, анализ и синтез. Эти три группы игр могут проводиться в следующих формах: статистические, подвижные, игры-шутки, игры-песни, ритмические игры, артикуляционные игры. Во время проведения игры у детей возникают три цели: удовольствие от игры – «хочу»; необходимость выполнять правила – «надо»; творческое выполнение задачи – «могу». Игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательных и интеллектуальных умений, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Средства художественной выразительности, характер музыки и прочие познавательные задачи детьми осваиваются очень легко и естественно благодаря именно игровой деятельности. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
- коррекционные – координация движений, формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, развитие слухового и зрительного восприятия;
- оздоровительные – укрепление двигательной системы, костно-мышечного аппарата, развитие моторики, «мышечного» чувства, быстроты двигательной реакции;
- образовательные – обучение речевым и певческим навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умений и действий;
- воспитательные – воспитание музыкальной, речевой, двигательной культуры, «эстетического» отношения к окружающему, развитие чувств, эмоций;
- развивающие – познавательная активность, внимание, память, мышление, самоконтроль, ориентирование в пространстве.
Совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа на детей позволяют усвоить новые знания, умения и навыки. Дети – замечательные актеры. Стоит кому-нибудь надеть просто часть какого-либо костюма, как они сразу входят в образ, будь это большой спектакль, небольшая инсценировка или подвижная игра. Многие общеизвестные музыкальные игры можно легко адаптировать в игры еврейской тематики, например, игра «Колечко» в игру «Севивончик», в игре «Звездочет» детям дается задание показать ханукальные фигуры-символы праздника, при объяснении длинных и коротких звуков используются изображения крупных и маленьких гранатов, а распевка превращается в призыв шофара. Дети, играя, усваивают и музыкальные знания, и еврейскую традицию, все это с удовольствием, с интересом и надолго.