Алиева Сабина
Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
«Методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению сочинению сказок»
«Сказка, игра, фантазия - животворный источник
детского мышления, благородных чувств и стремлений.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом,
но и сердцем".
Сухомлинский В. А.
Публикация «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок» размещена в разделах
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.
Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в детском саду развивать в нем умение мыслить нестандартно. Поэтому не случайно в системе обучения детей дошкольного возраста поставлена задача развитие творческих способностей детей.
Чтобы творчество стало потребностью ребенка, воспитатель должен суметь познать, почувствовать внутренний мир ребенка, раскрыть его духовные силы, дать им простор и направление. Неоценимую помощь в этом может оказать сказка. Вот почему работа над сказкой, а точнее, приобщение к сотворению сказки, начинается с детьми дошкольного возраста. Художественная литература и, в частности, сказка — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Сказка влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Сказки способствует развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Занимаясь с детьми сочинением сказки, необходимо научить их видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства
Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.
Основные этапы работы по обучению сочинения сказок :
На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять – выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.
На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, повторности, троекратности эпизодов, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.
Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.
Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э. П. Короткова, А. Е. Шибицкая, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Е. Б. Танникова и др.) отобраны и систематизированы разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок.
• Моделирование сказок.
• Сказки с новым концом.
• Знакомые герои в новых обстоятельствах.
• Коллаж из сказок.
• Сказки по-новому.
• «Перевирание» сказок.
• Сериал в сказках.
• Сказки по смешанным образам.
• Сказки из загадочных объявлений.
• Эксперименты в сказках.
• Цветные сказки.
• Сказки от превращений.
• Случайные сказки.
• Музыкальные сказки.
• Экологические сказки.
• Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.
Данные методы работы осуществляются, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развитие познавательной активности, творческих способностей, навыков общения, эмоциональную отзывчивость ребенка
Литература:
1. Сказка как источник творчества детей [Текст] / под ред. Ю. А. Лебедева – М. : Владос, 2001.
2. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – Харьков : Фолио, 1996.
Приложение Презентация