Приложение МААМ

Методы и технологии образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста

Елена Вилкова (Грачева)
Методы и технологии образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные образовательные технологии :

1. Информационно – коммуникативные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

Публикация «Методы и технологии образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. идти в ногу со временем,

2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

3. наставником в выборе компьютерных программ,

4. сформировать основы информационной культуры его личности,

5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

1. Исследовательский характер

2. Легкость для самостоятельных занятий детей

3. Развитие широкого спектра навыков и представлений

4. Возрастное соответствие

5. Занимательность.

Классификация программ:

1. Развитие воображения, мышления, памяти

2. Говорящие словари иностранных языков

3. Простейшие графические редакторы

4. Игры-путешествия

5. Обучение чтению, математике

6. Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

4. обладает стимулом познавательной активности детей;

5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

1. Недостаточная методическая подготовленность педагога

2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

3. Бесплановость, случайность применения ИКТ

4. Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

2. Технология «ТРИЗ»

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обус-ловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Детские сочинения можно классифицировать так:

1. творческое сочинение по картинке;

2. контаминации на темы художественных произведений;

3. свободное сочинение: сказок, рассказов.

Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвящено множество работ педагогов ТРИЗовцев: Г. С. Альтшуллер, Гуткович, И. Н. Мурашковска, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и мн. др. Они считают, что одним из эффективных средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием «новые» они подразумевают такие, которые ребенок в реальной жизни воспринимал частично и сумел "достроить" в воображении. Основным результатом их работы явился набор наиболее часто используемых приемов обучения дошкольников сочинению сказок :

- морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Работу по сочинению сказок с помощью МА можно начинать с 4 лет, представив ее детям в качестве волшебной дорожки. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В. Я. Проппа [3]. Такой тип сказок они обозначили как динамический.

- наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются «Приемы типового фантазирования» (Г. С. Альтшуллер).

-метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

-для развития словесного творчества детей, в частности, для сочинения сказок в рамках ТРИЗ используется методика сочинения сказок по схемам.

Решение сказочных задач - инструмент для закрепления основных положений ТРИЗ, это позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Решение сказочных задач осуществляется на основе разрешения противоречий.

Е. Б. Танникова, предлагает следующие методы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок :

- знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные. Например, лиса и заяц - вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках; реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).

- коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».

- сказки из стишков. Смешные стишки, как правило, короткие, тоже помогают сочинять невероятные сказки.

Л. Ворошнина предлагает развивать словесное творчество детей на основе мотивационных установок. Для активизации детской деятельности она рекомендует использовать различные приемы мотивации:

1. Игрового характера: «Научить незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане новую сказку», «Сегодня у нас день рождения у Мишки, и он просит вас подарить уме красивую сказку».

2. Общественного характера: «Ваши рассказы и сказки мы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Рассказы предложим малышам, они очень любят слушать их» и др.

Эффективен при обучении детей сочинению сказок прием:

- «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановок вопроса берутся любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и создает фантастические ситуации: что было бы, если бы наш город начал летать? что было бы, если бы мы с вами оказались посреди моря? что было бы, если бы к вам постучался слон и попросил к обеду немного маргарина?.

Публикации по теме:

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Опытно-экспериментальное исследование «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной.

ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Опыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» Воспитатель: Бурцева Елена ВикторовнаОпыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» Воспитатель: Бурцева Елена Викторовна Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада - это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ».

Виды хозяйственно-бытового труда, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация для педагогов ДОУ. Данная разработка поможет молодым воспитателям (специалистам ДОУ) четко понять какие бывают виды хозяйственно.

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе овладения технологии квиллинг» ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот.

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе овладения технологии квиллинг» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к рабочей программе Непосредственная Образовательная деятельность (тема) Образовательная деятельность в режиме.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Карты оперативного контроля в соответствии ФГОС Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в условиях введения ФГОС до Проект «Мы за жизнь» Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и технологии образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2015 в 20:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и технологии образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вилкова (Грачева) (УИ 151874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД