Елена Зотова
Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещам, - а потому является для всех важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей.
Натюрморт, как правило, становится первым живописным жанром, с которым знакомят детей. Ребенок должен увидеть картину соответственно своему, детскому уровню восприятия и понимания, а взрослый поможет ему в этом.
Публикация «Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Приобщая детей к художественной культуре общества, знакомя их с натюрмортом как одним из жанров живописи, мы должны учитывать подчиненность интеллекта ребенка его эмоциональным интересам (Л. С. Выготский). Именно эмоциональная отзывчивость открывает ребенку доступ к пониманию смысла художественного образа, идеи произведения.
Знакомить детей с натюрмортом можно начиная уже с младшего дошкольного возраста. Отбор художественных картин и содержание бесед о них должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Следует помнить, что для рассматривания с детьми репродукции художественной картины и беседы о ней необходимо выбрать подходящее время, отключиться от всех бытовых забот, создать установку на восприятие произведений искусства, вызвать у детей эмоциональный интерес и соответствующий настрой. Предлагая очередную репродукцию, сначала предоставите детям самостоятельно внимательно рассмотреть ее, полюбоваться ею. Проявите интерес к тому, понравилась ли она им и чем понравилась. После рассматривания репродукции ее нужно поставить на видное место, при всяком удобном случае, обращайтесь к ней еще и еще, каждый раз отмечая и находя что-то новое и интересное.
Детей старшего и среднего дошкольного возраста знакомят с более сложными по содержанию натюрмортами, их видами (смешанные, сюжетные – «десерт», «ужин», «накрытый стол», а также показать им натюрморт как часть произведений других жанров (бытового, сказочного портрета и т. д.).
Необходимо развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение, умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами.
Перед рассматриванием натюрморта на кухонно-бытового сюжета, хорошо провести экскурсию на кухню, а затем в беседе закрепить представления детей о кухонной утвари, рассмотреть разную посуду, послушать звон, который издает медная и эмалированная посуда.
Если натюрморт содержит фрукты, ягоды, овощи, накануне рассматривания картины, принесите в группу их в свежем виде. Пусть дети понюхают, потрогают, полюбуются ими, ощутят их особый аромат.
При рассматривании натюрмортов, задавайте наводящие вопросы детям:
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он решил нарисовать эту картину?
- Чему он был рад?
- Какое настроение вызывает у вас картина?
- Есть ли знакомы для вас предметы на картине? Где вы их видели?
Необходимо подводить детей к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденные художником. Заостряйте внимание не только на том, как изображено и почему именно так. Последовательно рассматривайте картину, развивайте способность детей давать эстетические оценки и выказывать развернутые доказательные суждения.