Елена Абашина
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи»
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
На современном этапе развития образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Этой проблемой занимаются такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Их высказывания сводятся к тому, что использование сказкотерапии оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
В своей практической деятельности я применяю следующие нетрадиционные методы и приёмы :
1. Су-джок терапия.
Цели:
-нормализовать мышечный тонус;
-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Метод Су-джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющие древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. «Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека, (голографические отражения в так называемой системе соответствия).
Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Использование Су-джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях
.
2. Применение камушков «Марблс».
Цели:
-стимулирование деятельности ЦНС;
-развитие координации движений;
-развивать зрительное внимание, память;
- развивать тактильные ощущения;
- развитие мыслительных операций;
-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.
Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ОНР, ФФНР). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели.
В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя.
Можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях.
В заключении хотелось бы отметить следующее:
Анализ результатов показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи.
Лексическая тема: «Осень».
Упражнение «Осень».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Дождик, дождик озорной,
Поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат
Кап-кап-кап.
Листья кружатся, летят,
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла.
Непогоду привела.
Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Катаем мяч круговыми движениями между ладонями.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Упражнение «Дождик
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Дождик по лесу гулял,
Дождик песню напевал:
Кап-кап, кап-кап-кап.
Всё не кончится никак.
Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Энергично сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Лексическая тема: «Фрукты».
Упражнение «В саду».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Это спелый абрикос.
Он в саду на ветке рос.
В сад с корзиной мы пойдём,
Яблок спелых мы наберём.
Не ленись, и помогай,
Собирать нам урожай.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.
Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Лексическая тема: «Овощи».
Упражнение «Урожай».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг!
Катаем мяч по поверхности стола круговыми движениями.
Попеременно сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Лексическая тема: «Хлеб».
Упражнение «Колобок».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Пироги испечь хочу.
Руками тесто замешу.
Посильнее разомну.
В колобок превращу.
Испеку я колобок.
Колобок румяный бок.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Катаем мяч по поверхности стола или между ладонями круговыми движениями.
Упражнение «Каравай».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Месим, месим тесто,
Есть в печурке место.
Испечём мы каравай
Перекладывай, валяй.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Перекладываем то в левую руку, то в правую руку.
Лексическая тема: «Части тела».
Упражнение «Мои руки».
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
В руки мячик я возьму.
Посильней его сожму.
Это - правая рука,
Это - левая рука.
Знаю я наверняка.
Движения соответствуют тексту.
Упражнение «Знакомство».
Цель:
- привлечение внимания к тактильному объекту;
- закрепление навыка умения подбора слов – признаков к предмету.
Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».
Задание: логопед показывает емкость с камушками и предлагает с ними поиграть. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно, перебирать камушки руками. При этом педагог знакомит детей с качественными характеристиками объекта: текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - синие, зеленые, красные, разноцветные. Затем детям дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение «Угадай».
Цель:
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: емкость с камушками «Марблс», мелкие игрушки, геометрические фигуры и т. п.
Задание: педагог предлагает найти игрушку, спрятанную в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушки с завязанными глазами (определить что это).
Упражнение «Чей домик».
Цель:
- развивать умение различать цвета;
- находить цвета по образцу и по словесному обозначению;
- закрепить названия цветов;
- стимулировать зрительно-поисковую деятельность;
- развивать координацию движения;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с изображением домиков определенных цветов, емкости для раскладывания (в зависимости от количества используемых цветов).
Задание:
Вариант 1.
Педагог обращает внимание, что все камушки перемешались. Необходимо помочь им попасть в свои домики или рассортировать их по цветам.
Вариант 2.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала заданный цвет. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Упражнение «Графический диктант».
Цель:
- учить ориентироваться на плоскости;
- профилактика оптико-пространственных нарушений;
- развивать зрительное внимание, память;
- развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», плоскость (лист бумаги с шершавой поверхностью) разлинованная на квадраты 3х3; 4х4, карточки с заданиями (с нанесенным узором).
Задание:
Вариант 1.
Педагог дает устные задания типа:
Положите синий камушек в центр. Красный - в левый верхний угол; зеленый – в правый верхний угол; красный – в левый нижний угол; зеленый – в правый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявления эталона к заданию или через устный контроль педагогом.
Вариант 2.
Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, детям необходимо повторить рисунок.
Вариант 3.
Педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец-карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
-выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве;
-запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Упражнение «Зажги фонарик».
Цель:
- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
- закрепление пройденного звука;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки для звукового анализа, карточки со словами.
Задание:
Вариант 1.
Определить место звука в слове и поставить фишку-камушек соответствующего звуку цвета.
Вариант 2.
Произвести звукобуквенный анализ слова. Определить сколько в слове гласных звуков, сколько согласных.
В заключительном этапе занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала и до конца должно быть добрым!