МААМ-картинки

Семинар-практикум «Психологическое сопровождение воспитанников с СДВГ» для молодых специалистов

Волченко Любовь Владимировна
Семинар-практикум «Психологическое сопровождение воспитанников с СДВГ» для молодых специалистов
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для молодых специалистов

«Психологическое сопровождение воспитанников с синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Выступающие:

педагог-психолог

учитель-логопед

Слайд 1: Доброе утро, уважаемые коллеги. Рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме на тему: «Психологическое сопровождение воспитанников ссиндром дефицита внимания и гиперактивности». Сегодня мы с учителем-логопедом Волченко Л. В проведемнаше мероприятие в форме семинара-практикума, на котором мы будем выполнять практические и теоретические задания.

И для начала предлагаем Вам поприветствовать друг друга необычным способом и выполним упражнение «Давайте поздороваемся». Педагоги по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из педагогов будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность – признаками, характеризующими «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Слайд 2: СДВГ (или синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это неврологическое расстройство, которое встречается примерно у 5% детей в возрасте 5-7 лет.

Слайд 3: Проблемы в том, что СДВГ представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т. д.

В нашем дошкольном учреждении есть две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая и подготовительная, с речевыми заключениями:ОНР II,III (общее недоразвитие речи) дизартрия).Эти воспитанники нуждаются в особом внимании.

В начале учебного года (1-2 неделя сентября) педагоги и узкие специалистыпроводят мониторингв индивидуальной форме с письменного согласия родителей. Результаты мониторинга мы оформляем в диагностических и речевых картах развития:

Слайд 4: Для мониторинга мы используем следующий инструментарий:

Педагог-психолог:

1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду;

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера);

3. Методика «Домик» и т. д

4. Диагностические критерии Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ) по классификации расстройств DSM-V

5. Комплексная психологическая диагностика для детей 6-8 лет Л. А. Ясюковой

Учитель-логопед:диагностика речевого развития по Н. В. Нищевой.

По результатам мониторинга, мы составляем индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого ребенка. На ППк мы обсуждаем и выстраиваем направление коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ, формы: индивидуальные (5-15 минут, групповые (25-30 минут, подгрупповые (10-15 минут) и методы: словесные, практические, наглядные. Планируем консультативную деятельность для родителей, воспитателей и узких специалистов.

Слайд 5: Знаете ли вы, что существует экспресс-диагностика СДВГ, которую мы хотим с вами провести.

Слайд 6: Всю коррекционно-образовательную работу с детьми групп компенсирующей направленности мы строим на пяти основных принципах взаимодействия с ребенком:

1. В любой совместной деятельности демонстрируем позитивное отношение к ребенку. Исключаем раздражение и приказной тон.

2. Общаемся эмоционально, потому что монотонная речь быстро утомляет этих детей.

3. Больше хвалим, стараемся меньше делать замечаний.

4. Поддерживаем зрительный, тактильный контакт.

5. Не допускаем заискивания перед ребенком, вседозволенности.

Слайд 7: Коррекционная работа с детьми осуществляется следующим образом:

1. Занятия проводятся в первой половине дня по стереотипным правилам (устоявшиеся шаблоны мышления или так называемые клише) и от простого к сложному.

2. В работе с детьми с ОВЗ отдаем предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям.

3. Не даем многоступенчатых (четкие и короткие)инструкций и контролируем запоминание и понимание инструкций.

4. Планируем ход занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.

5. Используем разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.

Слайд 8: Предлагаем вам игру Игра «Открой букву».Цель: развитие речевой активности, логического мышления, слухового восприятия. Задачи: развивать чувство рифмы, творческое воображение, умение отгадывать загадки, расширяя словарный запас.

Правила игры: из одной стопки карточек вытянуть карточку с вопросом, из другой стопки, карточку с буквой, затем придумать ответ на вопрос, он должен начинаться с этой буквы. Если подходящее слово пришло на ум и названо, игрок забирает себе карточку с буквой, а карточку с вопросом возвращает в колоду.

Слайд 9: Общими для всех детей с СДВГ является:

Повышенная утомляемость

Эмоциональная нестабильность

Трудности с концентрацией внимания

Трудности в организации деятельности

Трудности в соблюдении правил

Нарушение отношений с педагогами и сверстниками

Трудности в овладении учебными навыками.

Слайд 10: Образ ребенка с СДВГ (на примере воздушного шарика).

Слайд 11: В своей работе мы используем игру «Балансир». Цель: учить детей сохранять равновесие, способствовать пониманию принципа установления равновесия и балансировки, развитие концентрации внимания с игровыми элементами, самоконтроля.

Слайд 12: Существует 3 основные причины симптомов СДВГ.

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

Но, диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны воспитателей, психологов, логопедов и родителей ребенка. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-невролог или психиатр.

Считается, что предрасположенность к СДВГ передается на генетическом уровне. Нарушения происходят в генах, ответственных за выработку дофамина и его передачу. Однако заболевание развивается не у всех детей, а только у тех кто столкнулся с провоцирующими факторами.

Слайд 13: Факторы, провоцирующие СДВГ:

Психологические (грубое обращение, эмоциональное давление, неспокойная обстановка в семье);

Соматические (любые заболевания);

Органические (повреждение структур головного мозга).

Слайд 14: Предлагаем поиграть в игру «Твист». Цель: развивает внимание, координации движений, закрепление умения детей ориентироваться в собственном теле и пространстве.

Слайд 15: Существуют 3 основных признака СДВГ:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность. Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

Слайд 16: Симптомы СДВГ можно представить в виде ТРИАДЫ

.Типы детей с СДВГ:

1. С преобладанием дефицита внимания: гиперактивность и импульсивность могут

отсутствовать

2. С преобладанием гиперактивности, импульсивности при минимально выраженном или полном отсутствии дефицита внимания

3. С преобладанием импульсивности, при минимально выраженном или полном отсутствии дефицита внимания

4. Комбинированный – с наличием симптомов гиперактивности и дефицита внимания.

Слайд 17: Вашему вниманию мы предлагаем видеофрагменты индивидуальных упражнений: «JQ - колечки».

Цель: развитие логического мышления, навыков сравнения, логики, мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания.

Слайд 18 «Сортер».

Цель сортера для детей — развитие логического мышления ребёнка, его аналитических навыков, умения классифицировать предметы, выделять сходства и различия.

Слайд 19: Игра «На велосипеде»

Цель: Развитие внимания, быстрое переключение, координация, самоконтроль, эмоциональности и крупной моторики. Ход игры: В (предлагаем выбрать снежинку и прикрепить на дерево). ВИДЕО

Слайд 20. Игра «С кубиками»

Цель: развитие общего праксиса, ручного, а также можно подключить артикуляционный, речевую активность и эмоции.

Следующее задание небольшое подведение итогов. Предлагаем Вам разделиться на 2 команды.

Слайд 21: Сегодня мы с вами обсудили факторы,причины, признаки и типы детей с СДВГ и подготовили небольшие рекомендации по психолого-педагогической поддержке ребенка:

1. Адаптация ребенка в коллективе и обществе через создание комфортной психологической атмосферы;

2. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей: консультирование родителей; педагогическая и социально-педагогическая работа с ребёнком; двигательные занятия с ребёнком; психологическую коррекция; медикаментозная поддержка;

3. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии;

4. В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью рано в садик или школу;

5. Следует избегать переутомления ребёнка во время занятия. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут;

6. Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале;

7. Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе;

8. Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта;

9. Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку;

10. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре группы, напротив специалиста. Он всегда должен находиться перед глазами педагога.

Слайд 22: Итог: Спасибо за работу, помним, что это только малая часть как мы взрослые можем помочь нашим детям с синдромом СДВГ.

Слайд 23: А теперь мы хотим зачитать письмо гиперактивного ребенка к педагогам:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Психологическое сопровождение воспитанников с СДВГ» для молодых специалистов
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 06:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Психологическое сопровождение воспитанников с СДВГ» для молодых специалистов» (включая файлы) размещена пользователем Волченко Любовь Владимировна (УИ 1441217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД