Наталья Николаевна Момот
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение любви к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Я узнал, что у меня есть огромная родня :
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»
В. Орлов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родина, родной край. Консультации
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Поэтому, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другими я решаю следующие задачи:
• формирование нравственно-духовного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Считаю, что важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Село Хороль имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Поэтому, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного села, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Знакомясь с родной страной, селом и его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.
Думаю, что именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников : ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
С этой целью я провожу наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Родители должны рассказывать детям о селе, о своих любимых местах: показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Очень часто я провожу беседы о родном селе. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.
Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня России и села. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.
Воспитывая у детей любовь к своему селу Хороль, я подвожу их к пониманию, что их село— частица Родины.
Средствами ознакомления дошкольников с родным краем являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Основной формой ознакомления детей с родным краем является организованная учебная деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Мне кажется, что этому помогают приемы сравнения (село раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими населенными пунктами Хорольского района, городами Приморского края и со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Таким образом, знакомя детей с родным селом и родной страной, я учитываю, чтобы вся информация вызывала в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.
При знакомстве дошкольников с историей родного края, мне приходится использовать словесные методы. От того, как я это сделаю, зависит, воспримет ребенок новые представления или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать что-то еще.
Считаю, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребё нка с гордостью сказанные слова: "Я живу в Хороле! Я горжусь своей Родиной!».
Поэтому свою работу я строю в тесном содружестве с семьёй. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Поэтому, мои родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: акциях, по благоустройству участка детского сада, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах.
Большое значение имеют экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного края, своей Родины.
Таким образом, проводимая мною работа поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным краем, родной культурой не только сформирует любовь к традициям своего народа, но и будет способствовать развитию личности в духе патриотизма.
А совместная деятельность станет основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.