Александр Лаэтин
«Путешествие по сказочной стране К. И. Чуковского». Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина
для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие по сказочной стране К. И. Чуковского»
Автор: Лаэтина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области.
Цель: Формирование у детей читательской грамотности в процессе знакомства с творчеством К. И. Чуковского.
Развивающие задачи:
- закрепить, расширить и систематизировать знания детей о произведениях К. И. Чуковского;
- совершенствовать умение детей узнавать произведение по отрывку из сказок, по иллюстрациям;
- формировать умение вести диалог между воспитателем и воспитанником, между детьми.
- высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к художественной литературе;
- воспитывать веру в добро, дружбу, любовь; в торжество добра над злом;
- учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;
- воспитывать культуру речевого общения.
Коррекционные задачи:
- способствовать развитию у детей слухового и зрительного внимания, логического мышления, связной речи, памяти
Оборудование
- выставка в мини-музее «В гостях у дедушки Корнея»;
- кроссворд с ключевым словом «КНИГА»;
-чудо-дерево (макет);
- картинки для игры «4-й лишний»;
- конверт с загадками;
- волшебная палочка ;
- медаль «Участник литературной викторины»;
- волшебная шкатулка с атрибутами из сказок;
- конверт с письмом;
-кастрюля-хитрюля, половник
Ход
1. Вводная часть. Организационный момент.
В. : Доброе утро, дети! У нас сегодня в группе гости, давайте с ними поздороваемся!
Д. : Доброе утро!
В. : Встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг! (качаем руками).
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
Взгляните на портрет, на нем изображен К. И. Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «Дедушка Корней» или «Дедушка Чуковский». Дедушка Корней сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги.
-А вы знаете, как Корней Иванович Чуковский начал писать детские сказки? (Ответы детей). Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.
По дороге в детский сад я встретила почтальона, который вручил мне вот такой конверт с письмом. На конверте адрес нашего детского сада. Давайте прочтем письмо. Интересно, от кого оно (читает)
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Подпись: Сказочные герои страны сказок.
В. : Ребята, вы любите сказки?
Д. : Любим
В. : Хотите отправиться в волшебную страну сказок?
Д. : да
В: Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою,
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям.
Дети оказываются в сказочной стране.
В. : Дети, в нашем мини- музее собрались герои сказок К. И. Чуковского. (Дети рассматривают макеты и узнают персонажей сказок: «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Мойдодыр».)
В. : Посмотрите. дети, какое необычное дерево растет в стране сказок. Интересно, из какой оно сказки?
Д. : Из сказки «Чудо-дерево»;
Чтение стихотворения «Чудо- дерево» детьми.
Действительно, наше дерево чудесное!
В башмачках и сапожках что-то есть!
Достаю записку, дети читают задание.
Игра «Угадай-ка»
Вы должны узнать, из какого произведения этот отрывок.
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце)
2. …А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
(Путаница)
3. … Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан
(Тараканище)
4. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
(Бармалей)
5. Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок
И густой гребешок.
(Мойдодыр)
6. Нет-нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите –ка лучше (ворону)
(Телефон)
7. Но жуки, червяки испугалися
По углам, щелям разбежалися.
Тараканы под диваны,
Козявочки под лавочки.
(Муха –Цокотуха)
8. Ладно, ладно побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?
(Айболит)
9. Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд- куда, куд-куда,
Вы откуда и куда?»
(«Федорино горе»)
За правильно выполненное задание дети открывают букву в зашифрованном слове «КНИГА».
Игра «Четвертый лишний»
Дети, в этой игре нужно найти лишнюю картинку и обьяснить, почему она лишняя?
После правильно выполненного задания дети открывают вторую букву.
Игра «Отгадай загадку»
Я буду задавать вопросы, а Вы выбираете правильный ответ.
1. Что кушает Бармалей…
• Мармелад
• Шоколад
• Маленьких детей!
2. Кто не поддался всеобщей путанице…
• Заинька!
• Белочка
• Ежик
3. Чего испугались звери в сказке «Тараканище»…
• Тараканьих зубов
• Тараканьих размеров
• Тараканьих усов!
4. Кто позвонил первым в сказке «Телефон»
• Слон!
• Медведь
• Носорог
5. Кого призывали звери идти выручать солнышко в сказке «Краденное солнце»…
• Кабана
• Медведя!
• Тигра
6. Куда доктор Айболит поехал спасать малышей…
• В Африку!
• В Австралию
• В Арктику
7. Почему с главным героем сказки «Мойдодыр» приключилась такая история…
• Потому что он долго спал
• Потому что он обидел Мойдодыра
• Потому что он не умывался!
8. Как называла посуда свою хозяйку
• Неряха-замараха!
• Грубиянка
• Драчунья
9. Что мама срывала с чудо-дерева
• Яблоки
• Листочки
• Туфельки!
10. Злодей, похитивший Муху-цокотуху
• Муравей
• Паук!
• Комар
Открывается третья буква в слове.
Игра «Половник догоняет кастрюлю» (Физкультминутка)
Участники игры встают в круг. Одному из них дают в руки кастрюлю, другому (через несколько человек от первого) – половник. По сигналу игроки начинают передавать вправо по кругу кастрюлю и половник, стараясь, чтобы половник «догнал» кастрюлю.
Игра «Волшебный сундучок»
Дети по очереди достают из сундучка предметы и говорят, из какого они произведения.
Коробок спичек. («Путаница»).
Мочалка. («Мойдодыр»).
Градусник. («Айболит»).
Денежка. («Муха-Цокотуха»).
Пистолет. («Бармалей»).
Слон. («Телефон»).
Солнце. («Краденое солнце»).
Таракан. («Тараканище»).
Утюг. («Федорино горе»).
Самовар. («Муха-Цокотуха»).
Телефон («Телефон»).
Тарелка («Федорино горе»)
Крокодил («Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Бармалей». «Тараканище», «Телефон», «Крокодил»).
Открываем четвертую букву.
Игра «Чему учат сказки?»
Ребята, а какие по характеру сказки Корнея Ивановича? (веселые, озорные, смешные, поучительные). Давайте подумаем, чему они нас учат?
1. Чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
2. «Айболит»- быть добрым, заботиться о других.
3. «Тараканище»- быть смелым, отважным, не бросать в беде своих друзей.
4. «Муха-Цокотуха»- смелости, дружбе, умению помогать другим.
5. «Федорино горе» - бережливому отношению к посуде, чистоте, порядку.
6. «Путаница»- нельзя баловаться, нельзя детям брать спички!
7 «Бармалей»- слушаться родителей.
В Сказках Чуковского добро всегда побеждает зло!
Открываем последнюю букву и читаем слово:
«КНИГА»
Мы часто говорим: «Книги- наши друзья»
-Почему книгу считают другом? (Ответы детей)
В. : книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир. Рассказывают о земле, космосе; о жизни в нашей стране и других странах; знакомят с миром природы: рассказывают о жизни растений, животных. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний».
- Дети, а вы знаете пословицы о книгах?
-Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
- Книга для ума, что теплый дождик для всходов.
- Кто много читает- тот много знает.
- Книга подобна воде- дорогу пробьет везде.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вам оно понравилось? А чем вам понравилось путешествие? (Ответы детей). Вы очень хорошо знаете сказки этого замечательного автора и справились со всеми заданиями.
Итог: Награждение участников призами и медалями.