Алексеенко Галина Михайловна
Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье рассматривается создание условий для формирования мотивации у дошкольников с нарушениями речи через игровые приемы. Приведены варианты игр для автоматизации и дифференциации звуков, формирования ротового дыхания, грамматических категорий речи, навыков обучения грамоте, развития связной речи.
Ключевые слова: мотивация, предметно-развивающая среда, игровые приемы, дошкольники с нарушениями речи.
Публикация «Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
Роза Евгеньевна Левина считает, что нарушение мотивационных процессов препятствует развитию речи и коррекционной работе, и даже, если ребенок, обладая «подготовленностью предметного восприятия и полноценным фонетическим восприятием, для того чтобы овладеть речью, нуждается в достаточной мотивационной направленности, формирующей познавательную активность ребенка» [5].
Высокая познавательная мотивация может восполнить недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Положительная мотивация – залог успеха любого начинания. В работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. И для педагога встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе образовательной деятельности. Ответ на этот вопрос – это игра. Именно игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Чтобы повысить интерес детей на занятиях мы подбираем и модифицируем игровые приёмы и методы в своей работе.
Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей, поэтому использование игровых приёмов на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.
Для повышения интереса во время проведения артикуляционной гимнастики применяется красочный дидактический материал: лабиринты, кубики с картинками, а также логопедическая кукла «Антошка», с помощью которой можно показать детям правильное положения органов артикуляционного аппарата во время проведения гимнастики.
Произношение звуков тесно связано с дыханием. Поэтому для формирования ротового дыхания у детей используется нестандартное оборудование, с которым они с большим удовольствием играют.
Для автоматизации и дифференциации звуков используются звуковые тактильные дорожки, дидактические игры и материалы, такие как игры на липучках, которые очень нравятся детям, лабиринты, игры с использованием кинезиологических упражнений «Умные пальчики», игры с кармашками.
Для обогащения словарного запаса применяются игры с фишками-секретиками. Для формирования грамматического строя речи - разнообразные игры с липучками, а для игр с предлогами - схемы.
Для развития связной речи применяются бумажные и пластмассовые кубики, при помощи которых дети могут составлять предложения и творческие рассказы. Для заучивания стихотворений, описательных рассказов и пересказов текстов - мнемотаблицы.
Для того, чтобы детям было легче и интересней запомнить буквы применяются вязанные полоски, из которых дети на фетровом полотне выкладывают буквы. Игра на липучках «слово-слог-буква» помогает детям дифференцировать эти понятия. Игра «дружные буквы» позволяет детям освоить элементы грамоты (например, вставь пропущенную гласную, выложи слово, дифференциация букв, обозначающие гласные и согласные звуки).
Игровое пособие «Логокуб» представлено в виде слоника, оно многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.
Игровая деятельность детей организуется с помощью дидактических игр, которые расположены на гранях куба (например, игра «Узнай на ощупь букву», «Положи в корзину» - дети закрепляют деление слов на слоги, «Найди картинку» -выделение первого звука в слове, игра с предлогами учит детей составлять предложение по опорным картинкам, «Звуковое пианино» способствует дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости).
В процессе использования игровых приёмов, дети проявляют живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляют, в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повышается мотивация детей к обучению, и тем самым эффективность коррекционной работы. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Список литературы
1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. — М. : Книголюб, 2005.
2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2008. -96 с.
3. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дисс. канд. психол. наук. –М., 2006.
4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. 2004.
5. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М. ,1999, 120 с.
6. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей /авт. -сост. В. И. Руденко. – Изд. 6-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 287 с.
7. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с. : ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М., 2002.