Ольга Чайченко
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики» размещена в разделах
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме художественно – эстетического развития у детей младшей группы с использованием народной педагогике дал возможность изучить уровень развития изобразительных способностей у детей 3-4 лет.
Экспериментальное исследование проходило на базе МАДОУ №18 «Виктория» г. Анапа. В исследовании участвовало 20 дошкольников второй младшей группы. Экспериментальная работа проводилась с сентября по май 2017 года, в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент;
2 этап – формирующий эксперимент;
3-этап – контрольный эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента: определить уровень художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Провести диагностику уровня развития изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста. Для проведения диагностики развития изобразительных способностей была использована преобразованная и адаптированная для данного возраста диагностическая методика Н. А. Лыковой.
2. Обобщить полученные результаты.
Содержание эксперимента.
Задание по восприятию искусства.
Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и матрешка) и предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы).
Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Детям было предложено принять участие в четырех занятиях: нарисовать акварелью 4 рисунка. Детям была дана инструкция о том, что рисовать можно любыми из предложенных цветов (красный, зеленый, желтый, синий)
Оценивающие параметры:
замысел рисунка (живой образ);
технические умения и навыки.
средства выразительности.
Замысел – это идея работы, которую создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы в данном возрасте, как правило, не устойчивы.
Технические умения и навыки – умение выбирать нужную краску, правильно держать кисть, умение закрашивать изображения кистью, правильно передавать расположение предмета.
Средства выразительности – правильная передача формы и окраски предметов. Правильное расположение изображения на всем листе бумаги на одной линии, на широкой полосе, ближе и дальше.
Изобразительные способности детей трех-четырех лет позволяют определить уровень развития изобразительного творчества следующим образом - каждому параметру был приведен в соответствие балл:
3 балла - дети с легкостью используют «живой образ» (замысел); развиты навыки ритма при изображении явлений; активно использует кисть и самостоятельно выбирает краску для изображения тех или иных предметов и явлений.
2 балла - затрудняется в использовании «живого образа»; образы явлений передает с затруднениями (сбивается с ритма); самостоятельно выбирает краску для изображения того или иного явления; достаточно грамотно использует кисть.
1 балл - не умеет пользоваться «живым образом» (замыслом) в процессе рисования; не может передавать образы явлений ритмичными штрихами и мазками; не может самостоятельно выбрать краску, слабый навык использования кистью.
0 баллов при его отсутствии.
Общее количество набранных детьми баллов по трем параметрам.
низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня развития изобразительных способностей у детей младшего дошкольного возраста
№ п/п ФИО
ребенка Занятие №1 Занятие № 2 Занятие № 3 Занятие № 4 Общий балл
1 Таня Л. 1 1 1 1 4
2 Оля С. 0 1 1 1 3
3 Аня Р. 2 2 1 1 6
4 Андрей Л. 1 1 1 2 5
5 Рита К. 1 1 1 1 4
6 Лена Т. 0 1 1 2 4
7 Олег Р. 1 1 1 1 4
8 Рая У. 0 1 1 1 3
9 Сергей Т. 1 2 2 2 7
10 Алина В. 0 1 1 1 3
11 Валя К. 1 2 2 3 8
12 Вика Г. 2 2 2 2 8
13 Руслан С. 0 2 1 1 4
14 Диана П. 1 1 1 1 4
15 Галя Ф. 0 1 1 1 3
16 Дима П. 1 2 2 1 6
17 Игорь Н. 0 1 1 1 3
18 Егор Л. 1 2 2 2 7
19 Изабелла С 0 1 1 1 3
20 Веста А. 1 1 1 2 5
Исходя из результатов, выделила две однородные группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей в возрасте 3-4 лет. Первая группа - экспериментальная (в которой работа будет проводится по предложенной методике, вторая - контрольная (в которой работа проводится по народной методике). Полученные результаты констатирующего эксперимента были сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)
Контрольная группа 10 (1 чел.) 40 (4 чел.) 50 (5 чел.)
Экспериментальная группа 20 (2 чел.) 40 (4 чел.) 40 (4 чел.)
Уровни художественно – эстетического развития контрольной и экспериментальной групп
Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе исследования представлены на рисунках 1 - 2.
Рис 1. Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития контрольной группы на констатирующем этапе исследования
Рис 1. Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
Анализ результатов констатирующего среза дает возможность говорить о недостаточном уровне художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент показал необходимость вести целенаправленную работу по художественно - эстетическому развитию с использованием средств народной педагогики.
2. Система работы по художественно - эстетическому развитию младших дошкольников средствами народной педагогике
Исходя из данных констатирующего эксперимента, был разработан блок занятий по художественно - эстетическому развитию детей младшей группы.
Перед разработкой блока занятий были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента.
Апробировать методику художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
На основе методики дополнить программу развития изобразительных способностей у детей младшей группы.
Осуществлять руководство изобразительной деятельностью детей младшей группы с целью повышения результатов художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
Формирующий эксперимент включал в себя 4 занятия, состоящих из игровых заданий на формирование умений работать по замыслу, на развитие технических умений и навыков и использование средств выразительности. Занятия проводились в форме народных игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.
Формирующий эксперимент был реализован на основе разработанной Т. Г Казаковой серии занятий, которая нашла свое отражение в перспективном плане (Приложение 1.)
На протяжении всего эксперимента использовали приемы стимулирования детей к изобразительной деятельности, это создание игровых и сюрпризных моментов, а также народного фольклора. Привлекали внимание детей к тому или иному образу игрушки. Для закрепления представлений народной росписи применяли дидактические игры, которые позволили детям запомнить элементы узоров, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность. В процессе творческого развития ребенка создавали ситуацию успеха в изобразительной деятельности. Это служит базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению. Краткая характеристика занятий приведена в таблице 3.
Таблица 3
Программа художественно-эстетического развития детей на этапе формирующего эксперимента
№ п/п Тема занятия Программное содержание
1 Знакомство с дымковскими игрушками Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость. Воспитывать интерес к народному искусству.
2 Рисование
«Дорожка для коня»
Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их точками, выбирать цвет для кругов.
Пробуждать интерес к дымковской игрушке.
3 Аппликация
««Узор на полосе» Учить составлять узор на полосе, украшая его кругами разного цвета и размера, развивать чувство ритма и цветовосприятия, воспитывать аккуратность.
4 Лепка
«Дымковская уточка» Учить лепить из целого куска, придавать сходство с игрушкой. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к русской игрушке.
Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия использовали следующие методические приемы:
Организационный момент.
Объясняли задания немногословно, нацеливали детей на главное. Дети выполняли его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом, использовали метод поэтапной инструкции, разработанный А. П. Усовой. Во время объяснения и в течение занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их. Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.
Загадки (тесно связанные с темой занятий).
Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
«Кря» — нырнула на минутку.
Вы узнали? Это (Утка)
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети (Петушок)
В этой молодице
Прячутся девицы.
Каждая сестрица —
Для меньшей темница.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые (Матрёшки).
Игры.
«Найди домик для игрушки»
Ребенку предлагаются карточки с изображением видов игрушек и предлагается найти «домик» для каждого вида игрушки. Домиком служит коробочка с определенным видом росписи.
«Подбери узор»
Детям предлагают составить декоративные композиции, располагать элементы, подбирать по цвету – на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла.
«Сложи картинку».
Педагог даёт детям конверт с разрезными картинками народных изделий, предлагает собрать целое и дать правильное название. Виды росписи могут быть различные в зависимости от возраста.
«Найди лишнее».
Педагог раскладывает на столе 4-5 карточек с изображением предметов определенного вида народного промысла, среди них есть один предмет другого вида народного промысла. Ребенку предлагается найти один лишний предмет.
«Дорисуй то, что забыл нарисовать художник»
Педагог предлагает ребенку вид роспись, на которой отсутствуют некоторые элементы росписи, вызвать желание дорисовать узор. Обратить внимание на результат – как изменился и «ожил» узор.
«Художественный салон»
На витрине стоят разные изделия. Ребенок-покупатель должен описать предмет: материал из которого изготовлено изделие, форма, цветовая гамма, элементы узора, как можно использовать предмет и т. п. Продавец должен узнать по описанию этот предмет, назвать его и вручить покупателю.
Потешки.
Потешки обыгрываются вместе с педагогом и обязательно связаны с тематикой занятия. Так, например, во время лепки ежик, можно использовать следующую потешку:
Под березкой на пригорке.
(Поднимаем руки вверх, затем кончики пальцев обеих рук прижимаем друг к другу, ладошки отведены в сторону)
Старый еж устроил норку.
(Раздвинутые пальцы обеих рук отвести назад за спину, затем нижние части ладоней и мизинцы прижать друг к другу, а остальные пальца раздвинуть по кругу).
А под листьями лежат.
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы, затем прямые пальцы обеих рук прижать друг к другу и наклонить в сторону).
Двое маленьких ежат.
(Пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны при этом приседая, затем раздвинутые пальцы обеих рук отвести за спину).
Народные подвижные игры и упражнения
«Как у наших у ворот»,
«Карусель»,
«У медведя во бору»,
«Гусеница с веревочкой» и др.
Практический этап. На этом этапе работы направляли деятельность детей в процессе занятия. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сделать по – другому, воспитатель тем самым активизирует детей.
Для поддержания и активизации внимания детей во время выполнения задания использовали следующие приемы:
а) Подвижные игры и упражнения.
б) Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».
Рисование сороконожек (на основе волнистых линий разного цвета).
в) Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов (в зависимости от темы и цели занятия). Можно, например, предложить разные варианты изготовления узоров на варежках, а потом попросить найти пару свой варежке. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 – 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
г) Дидактическая игра «Соотнеси предметы по цвету (форме, размеру)»
д) Игра «Собираем урожай»
Во время изготовления разных фруктов или овощей подготавливали корзинки, куда дети складывали свои поделки. По окончанию игры подводили итог: кто больше собрал урожая.
е) Пальчиковые игры
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтоб красиво рисовать,
Надо ручкам отдыхать!
ж) Потешки
Во время выполнения работы использовали потешки как физкультминутки
1) Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел – но не устал!
От зарядки красным стал.
2) Что за грохот – бум-бум-бум -
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
Подведение итогов. К концу занятия утомление нарастало. У одних это сказывалось из-за повышенной возбудимости, у других замечалась вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижалось.
В конце подводили итог деятельности, поэтому использовали разные формы выбора и оценки работ, ответов, в том числе и игровую форму анализа:
а) Поход в музей или картинную галерею
Когда все рисунки или поделки развешиваются или расставляются таким образом, чтобы у детей была возможность увидеть и рассмотреть и сравнить работы других ребят.
б) Использование театра как способа снятия эмоционального напряжения.
После изготовления поделок создавали игровую ситуацию: вовлекали детей в игру с использованием поделок, тем самым показывая важность выполненной работы.
К факторам привлечения внимания относятся:
структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т. д.);
темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);
последовательность и систематичность требований взрослого;
смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.
Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных в начале экспериментальной деятельности. Разработка построения педагогического процесса художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
Программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть на сочетании игровой и познавательной деятельности позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к изобразительной деятельности и развитием изобразительных навыков дошкольников.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы
С целью определения эффективности разработанной методики по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики, был проведен контрольный эксперимент.
Задачи контрольного эксперимента:
Выявить динамику развития изобразительных способностей детей трех-четырех лет в процессе использования народной педагогике;
Определить эффективность разработанной методики по развитию изобразительных способностей детей трех-четырех лет в процессе использования средств народной педагогики.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня развития изобразительных способностей у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования
№ п/п ФИО
ребенка Занятие №1 Занятие
№ 2 Занятие
№ 3 Занятие
№ 4 Общий балл
1 Таня Л. 1 1 1 2 5
2 Оля С. 1 1 1 1 4
3 Аня Р. 2 2 2 3 9
4 Андрей Л. 1 1 2 2 6
5 Рита К. 1 1 1 2 5
6 Лена Т. 1 1 1 2 5
7 Олег Р. 1 1 2 2 6
8 Рая У. 1 1 1 1 4
9 Сергей Т. 2 2 2 2 8
10 Алина В. 1 1 1 1 4
11 Валя К. 2 2 2 3 9
12 Вика Г. 2 2 2 3 9
13 Руслан С. 1 2 1 1 5
14 Диана П. 1 1 1 2 5
15 Галя Ф. 1 1 1 1 4
16 Дима П. 1 2 2 2 7
17 Игорь Н. 1 1 1 1 4
18 Егор Л. 2 2 2 3 9
19 Изабелла С. 1 2 2 2 7
20 Веста А. 1 1 2 2 6
Сравнительный анализ уровня художественно – эстетического развития детей 3-4 лет в экспериментальной и контрольной группах по результатам констатирующего и контрольного эксперимента.
Таблица 5
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный
Высокий 20% (2 чел.) 40% (4 чел.) 10 % (1 чел.) 20% (2 чел.)
Средний 30 % (3 чел.) 60% (6 чел.) 40% (4 чел.) 70% (7чел.)
Низкий 50% (5 чел.) 0% (0 чел.) 50% (5 чел.) 10% (1 чел.)
Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования представлены на рисунках 3 - 4.
Рис 3. Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития контрольной группы на контрольном этапе исследования
Рис 4. Результаты проведения диагностики уровня художественно – эстетического развития экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
Таким образом, подводя итоги можно сделать выводы о том, что проделанная работа на этапе формирующего эксперимента принесла достаточно высокие результаты по повышению уровня художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.
Художественно - эстетическое развитие предполагает не просто овладение ребёнком технической стороны творчества, но и осознание ребёнком его деятельности. Каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений.
Творческая деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.
Игровое творчество детей проявляется и в поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного. Для осуществления игровой деятельности ребёнку необходимы различные игрушки, предметы, различные игровые технологии предлагаемые взрослыми, которые помогут ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой не будет нужной игрушки, то ребёнок должен заменить её другим предметом, наделяя его воображаемыми признаками.
Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. В художественно-эстетическом развитии дошкольников, нужны все виды деятельности, особенно игровая, являющаяся ведущей.
Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности.
Таким образом, комплекс средств народной педагогики предполагает учёт принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
Алябьева Е. А. Развитие воображения : Игровые технологии, ТЦ Сфера 2011. – 178 с.
Бородай Ю. П. Творческие способности дошкольника : Методические рекомендации. – М. : ООО ЦГЛ «Рон», 2012. – 250 с.
Басина Н. С. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н. Басина, О. Суслова. М. : Просвещение. 2012. – 155 с.
Боровик О. В. Художественное творчество детей // Психол. - 2012. – 470 с.
Васильева М. А. Основная образовательная программа От рождения до школы. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 280 с.
Варки Н. Ребенок в мире творчества: воспитание и обучение // Дошкольное воспитание. – 2013. – 268 с.
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2014. – 260 с.
Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. // Дошкольное воспитание. – 2014. – 471с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество. - М. : Просвещение, 2011. – 93 с.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Педагогика, 2013. – 134 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2014. – 280 с.
Дьяченко О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - М., 2012. – 440с.
Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. – 185 с.
Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев, Дошкольное воспитание. 2014. – 320 с.
Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2013. – 259 с.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2013. – 192 с.
Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Москва- 2011. – 400 с.
Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., Просвещение. 2012. – 269 с.
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 «Педагогика и психология». - М. : Просвещение, 2011. – 178 с.
Курочкина, Н. А. Творческие способности ребенка / Н. А. Курочкина. - СПб: Детство-ПРЕСС. - 2012. – 310 с.
Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М: Пеленг, 2011. – 289 с.
Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара: 1998. – 286 с.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., Педагогика, 2014. – 300 с.
Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. – 190 с.
Межиева М. В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. - Ярославль. – 2011. – 279 с.
Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О. К. Ожерельева // Начальная школа. – 2012. - №6.
Петровский В. А. Развитие личности. - М. :3нание, 2011. – 220 с.
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М. : Педагогика, 2010. – 168 с.
Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2012. – 269 с.
Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2011. – 370 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 2011. – 156 с.
Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 2013. – 510 с.
Теплов Б. М. Способности и одаренность: Практикум. – М., 2011. - 380с.
Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 2011. – 140с.
Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2014. – 114 с.
Хотиненко К. О. Творческое воображение у детей 5 – 7 лет. М., 2012. – 270 с.
Чуйков П. Н. Творческие способности старших дошкольников. – Педагогика. Москва. 2012. – 180 с.