Светлана Купцова
Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении».
Подготовила Купцова С. А
Москва 2015 г.
В последнее время возросло внимание к художественно – эстетическому воспитанию, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Формировать художественно – эстетическую культуру личности особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческого осознания окружающего мира, чувства прекрасного, желания выразить это тем или иным способом.
Работа по эстетическому развитию связана со всеми сторонами воспитательного процесса. Формы её организации очень разнообразны, а результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружаюшей действительности через знакомство с природными и общественными явлениями в быту, в процессе труда или игры;
- эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая все стороны жизни ребёнка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: в игре, в быту, в труде, в развлечениях, на занятиях и праздниках.
На праздниках в дошкольных учреждениях разные виды искусства воздействуют на детей во всём своеобразии и единстве. Это и поэзия, и музыка, и театральная деятельность. Праздники дарят детям яркие впечатления, которые надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством художественно – эстетического воспитания.
Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых, и в этом ярком, многоголосом и многоцветном мире мы должны помочь детям увидеть и полюбить красоту. В этом нам замечательно помогают наша поэзия и художественная литература, особенно произведения о родной природе таких авторов, как Е. Н. Чарушин, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. С. Пушкин, А. А. Фет и др.
Красота природы особенно ярко и глубоко воспринимается в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, остаётся на всю жизнь. Особое место занимают сказки. Об этом говорил ещё А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть поэма».
Живопись также необходима ребёнку. Она дарит ему богатые зрительные образы.
В оформлении группы особое место должно принадлежать изобразительному искусству, репродукциям картин известных художников. Это могут быть пейзажи А. К. Саврасова («Грачи прилетели», «Зимний пейзаж», «Сельский пейзаж» и др., И. И. Левитана («Золотая осень», «Март», И. И. Шишкина, натюрморты, жанровые сцены, картины со сказочной тематикой. Изображённые на картинах сюжеты должны быть доступны пониманию детей. Такое оформление расширяет эстетические представления воспитанников, создаёт основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать или сделать что-то красивое.
Далеко не последнее место в художественно-эстетическом воспитании дошкольников занимает народное декоративно-прикладное искусство. Знакомя детей с изделиями народных мастеров, мы тем самым прививаем любовь к Родине, воспитываем патриотизм, уважение к труду народных мастеров. Хорошо иметь в группах изделия таких народных промыслов, как Хохлома, Городецкая игрушка, Жостовский поднос и др.
Музыка. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своём является более красноречивый язык музыки». Она обостряет эмоциональную отзывчивость и поэтому необходима ребёнку. Музыка погружает нас в разное время суток: то в раннее утро (Э. Грин, то в жаркий день («Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, то в прохладу таинственной ночи. Иногда она предлагает покачаться на морских волнах («Море» А. К. Глазунов). Мы вдруг узнаём, что звук, как и цвет, может быть холодным и тёплым, острым и мягким, шершавым и гладким. Ребёнок начинает воспринимать звук как живой персонаж.
Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней. Оно помогает распознать и осудить зло, приобщиться к доброму.
Нельзя забывать, что и сама жизнь – быт человека и его труд, природа и предметный мир, - всё это тоже источник, питающий эстетические переживания ребёнка. Яркое, приметное, нарядное – всё это воспринимается детьми, прежде всего, как прекрасное, встреча с которым радует. Ребёнок, живя и развиваясь, постепенно осваивает цвет, линии, звуки, ритм, движение, симметрию и ассиметрию. Всё это постепенно, по мере его взросления выступает перед ним, преображаясь в прекрасные формы и свойства.
Искусство – сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волную и радуя ребёнка, оно заставляет его пристально всматриваться во всё окружвющее, быть внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное.
Встреча с прекрасным в жизни и в искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредельным и бессодержательным.
В процессе эстетического восприятия ребёнок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чём рассказывает картина или музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.
Так, например, ребёнок отмечает, что весёлой плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм. Что в сказке встречаются красивые выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи, например, «… и покатился колобок дальше…». Что в картине, передающей образ дремучего леса, преобладают тёмные краски и т. д.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
Общеизвестно также влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народно-декоративные игрушки: матрёшки, весёлые дымковские свистульки, поделки из дерева, сшитые вручную куклы и т. п.
Личный пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на прекрасное особенно необходим детям для формирования их собственного эстетического вкуса.
Художественно-эстетическое воспитание сопровождаться активной деятельностью дошкольников. Важно не только чувствовать, но и пытаться создавать нечто красивое.
Художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врождёнными. Они требуют специального воспитания и обучения, поэтому большое значение имеют именно систематические занятия разных направлений:
- музыкальные;
- знакомство с художественной литературой;
-рисование, лепка, аппликация.
Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Всё это необходимо, чтобы вырасти духовно развитым человеком, умеющим ценить и беречь прекрасное, замечать красоту вокруг.