Анжелика Вараксина
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы……
Тяга к прекрасному и красивому присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок или услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Ведь все дети наделены разными способностями и наша задача, постараться увидеть их, рассмотреть, дать им проявиться и развиться.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие его личности. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями. Главное сделать это ненавязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить. В игре, во время прогулок, бесед, на своем примере.
В своей работе с детьми, по формированию художественно-эстетического развития использую разные виды деятельности:
* дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения, фантазии;
* прослушивание музыкальных произведений;
* рассматривание художественных произведений;
* прогулки;
* игры-путешествия.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому мною были проведены родительские собрания и консультации, на которых рассказывала родителям о важности эстетики быта, давала советы, что читать детям, какую музыку слушать и что необходимо приобрести для детского творчества.
Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, можно эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка: моделируя игровые ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений; просматривая эпизоды из фильмов или спектаклей; сочинять сказки и рассказы, выразительно читать художественные произведения.
Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых, что позволит знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.
Стоит обратить внимание, что ни в коем случае нельзя принуждать ребенка-дошкольника заняться творческими поисками, если он к этому не готов или попросту не хочет. Мы только отобьем у него охоту вообще садиться за рисование. Не зря же, начиная занятие по изобразительной деятельности, педагог продумывает начало, заинтересовывая детей сюрпризным моментом или ставя перед ними проблемные ситуации, “приводя” сказочных персонажей и т. д.
Не обязательно, чтобы ребенок был одарен с рождения и рисовал, как художник-профессионал. Важно, чтобы посредством нашего влияния на его развитие, ребенок мог передать свои переживания, эмоции, впечатления. Для этого, на мой взгляд, существует нетрадиционная техника рисования, где ребенок, покажет себя, и при этом не будет переживать, что у него ничего не получилось.
Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень, но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения.
В заключении хотелось бы сказать, что умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы. Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.