Елена Скоробогатько
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства
«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Д. С. Лихачёв
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладыва-ется фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует работников дошкольного образования при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. Поэтому до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
С. Я. Маршак говорил : «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели.»
Художественно-эстетическое развитие предполагает : - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.
Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.
К художественно-эстетической деятельности относятся:
• Изобразительная деятельность.
• Музыкальное восприятие.
• Восприятие художественной литературы.
Художественно-эстетическая деятельность может успешно осуществляться, если будет:
• Тесная связь с искусством.
• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
• Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
• Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
В словесном творчестве на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, в единстве содержания и художественной
формы.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Ученица и последовательница К. Д. Ушинского - Е. Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей» ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е. Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. (Е. Н. Водовозова, 1901). Е. И. Тихеева основными средствами эстетического воспитания детей считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово : выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение. Наравне со сказкой и рассказом, а может и выше их, Е. И. Тихеева рекомендовала использовать как фактор развития художественное стихотворение. Его преимущество она видела в том, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легче, быстрее, чем мир форм и цветов. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д., обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. (Е. И. Тихеева, 1972).
Н. С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого ребенка.
Значение и специфика театрального искусства заключается в одновременности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Поэтому роль театра в художественно-эстетическом развитии дошкольников является неоценимой.
Театрализованная деятельность, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка дошкольного возраста, на его художественно-эстетическое развитие. Характерными особенностями театрализованной деятельности являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Занятие театрализованной деятельностью, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности, а так же эти занятия способствуют развитию правильной связной речи.
Художественно-эстетическое восприятие детей в театрализованной деятельности, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную деятельность и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих.
Таким образом, театрализованная деятельность является неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство.
В рамках театрализованной игры существуют широкие возможности формирования определенных действий для выражения эмоций, то есть художественного моделирования.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлечённостью и способностью детей свободно использовать приобретённые знания,умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
В группе создана предметно-развивающая среда в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
Подобраны и систематизированы дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», со-вершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?»; развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты», подобраны речевые подвижные игры, пальчиковые гимнастики в стихотворной форме, чистоговорки и скороговорки. и др.).